В российской столице продолжается международный фестиваль искусств «Русская зима». На сцене Концертного зала им. Чайковского минувшим вечером играл Мюнхенский камерный оркестр под управлением австрийского скрипача и дирижера Томаса Цетмайра. Это вторая программа абонемента Московской филармонии «Европейские виртуозы в Москве». Концерт баварских музыкантов стал одним из кульминационных аккордов проекта перекрестного года Германии и России.
Мюнхенский камерный оркестр за свою более чем полувековую историю никогда не был в нашей стране, между тем он входит в число лучших музыкальных коллективов Европы.
Оркестр был основан в 1950 году Кристофом Штеппом. Затем коллективом долгое время руководил Ханс Штадльмайер уникальная фигура в области немецкого дирижерского искусства прошлого столетия. С 1995 году бразды правления Мюнхенским камерным оркестром принял Кристоф Поппен, который кардинально изменил репертуарную политику, обратившись к произведениям современных композиторов. Нередко оркестр исполнял и премьеры новых сочинений наряду с барочной и романтической музыкой, которая является визитной карточкой немецких артистов.
В настоящее время художественный руководитель коллектива Александр Либрайх. Мюнхенский камерный оркестр дает свыше шестидесяти концертов в сезон на разных сценах мира, участвует в крупнейших европейских фестивалях. Базовой площадкой баварских музыкантов является Prinzregententheater.
Премьеры многих сочинений Яниса Ксенакиса, Вольфганга Рима и Йорга Видмана, Софии Губайдулиной и Тань Дуня состоялись в последние годы при участии Мюнхенского камерного оркестра.
Известный австрийский скрипач и дирижер Томас Цетмайр проводит нынешнее концертное турне с Мюнхенским камерным оркестром впервые, хотя он хорошо знаком с музыкантами этого оркестра они сотрудничают уже два года.
Томас Цетмайр: «Мюнхенский камерный оркестр имеет очень долгую историю. Здесь играют музыканты высочайшего уровня. Каждый из них сам по себе индивидуален. У этого оркестра очень широкий диапазон мастерства. Поэтому они могут себе позволить исполнять музыку разных эпох и стилей. Благодаря современным композиторам, мы культивируем классику, обращаясь же к барочной музыке еще лучше понимаем современную».
Исполнительская манера Томаса Цетмайра отмечена подлинным аристократизмом и высокой интеллектуальностью. Следуя заветам своих коллег-предшественников, он не изменяет репертуарным принципам коллектива.
В программе вечера классика на фоне современности: Первый концерт для скрипки с оркестром до мажор Й. Гайдна, солнечное сияние которого неожиданно оттеняется мрачными аккордами трагического опуса Софии Губайдулиной «Лира Орфея» для скрипки, струнного оркестра и ударных (соч.2006 года), входящее в триптих «Надейка» (памяти безвременно ушедшей дочери композитора).
В московской премьере сочинения Софии Губайдулиной солировал Томас Цетмайр. Музыкант остался очень тронут глубокой символикой партитуры Софии Губайдулиной, ее мистическими интервалами и религиозными мотивами.
Томас Цетмайр: «Сочинение «Лира Орфея» Софии Губайдулиной очень ясно и концентрично по форме, а еще я должен заметить, что оно оставляет исполнителю совершенно свободное поле для интерпретации».
Сама же София Губайдулина так комментирует идею этого произведения:
«Мы с моей дочерью были очень сильно, даже в какой-то степени социально связаны. И все вот эти жизненные проблемы, в том числе технические музыкальные мы с ней обсуждали. Я чувствую глубокую трагичность человеческого существования именно в данный момент и поэтому, «Лира Орфея» для меня какое-то личностное сочинение получилось. Между прочим, среди ученых распространено понятие: пространство-время. В музыкальной форме я считаю это основополагающей задачей и неким принципом: превратить вневременное представление в пространственное протяженное, иногда даже здание архитектуры, например, с тем, чтобы выстроить это таким образом, когда под конец уже прозвучавшего произведения обязательно осталось впечатление снова вне времени существующего человека».
Отмечу безупречную гармоничную игру Мюнхенского камерного оркестра: предельное внимание к штрихам, филигранную отделку деталей. Мягкий рафинированный саунд, характерный для большинства мюнхенских оркестров, не может не услаждать зрительский слух. Музыканты играют очень слаженно и гибко, а главное, мобильно переключаются с одной стилистической модели на другую, исполняя музыку различных эпох.
Слово концертмейстеру Даниэлю Гиглбергеру:
«Я являюсь концертмейстером Мюнхенского камерного оркестра уже 17 лет с 1995 года. Мы играем не только с нашими художественными руководителями и приглашенными дирижерами, но и без дирижеров».
- В чем на Ваш взгляд заключается уникальность и репрезентативность программ Мюнхенского камерного оркестра?
Даниэл Гиглбергер: В наших программах мы всегда стараемся соединить старинную и современную музыку. При этом мы неуклонно придерживаемся принципов историзма, аутентичного исполнительства. Часть наших музыкантов имеют инструменты эпохи барокко, и мы звучим очень по-разному в зависимости того, к какому периоду музыкальной истории мы обращаемся. Оркестр очень мобилен, открыт для поисков и экспериментов. Возможно, это наша определяющая черта.
- А если говорить о концертной аудитории оркестра?
Даниэл Гиглбергер: У нас есть собственная публика, которая посещает наши концерты, в особенности премьеры новых сочинений. Иногда бывает порой нелегко собрать полный зал на концерте современной музыки она многим кажется слишком смелой и авангардной. Но мы пытаемся делать это из раза в раз, и в большинстве случаев наши усилия приносят хорошие результаты.
Подлинным откровением концерта Мюнхенского камерного оркестра стал секстет Арнольда Шёнберга «Просветленная ночь» - один из лучших музыкальных памятников заката романтической эпохи. В авторской версии для струнного оркестра Шенберг прибегает к особым смешанным тембрам, достигая красочности поистине неземных звучаний.
Источник фото - официальный сайт оркестра: http://www.m-k-o.de/
Виктор Александров из КЗЧ, специально для р/ст «Орфей»