С середины 1990-х годов Инго Метцмахер был главным приглашенным дирижером Бамбергского симфонического оркестра, затем возглавил Гамбургскую оперу и филармонический оркестр. Кроме того, Метцмахер интенсивно сотрудничал с Нидерландской оперой Амстердама, а с 2007 года сменил Кента Нагано во главе Немецкого симфонического оркестра Берлина. С этим оркестром Метцмахер осуществил ряд примечательных записей, получивших престижные премии в области звукозаписи. Инго Метцмахер очень востребован и как оперный дирижер. Он работал во многих оперных театрах мира. В орбите внимания Метцмахера оперы Р.Штрауса, Л.Яначека, А.Шенберга, А.Берга, Д.Шостаковича, Э.Корнгольда, О.Мессиана и Б.А.Циммермана. Нашумевшая постановка «Солдат» Циммермана на прошлом Зальцбургском фестивале вызвала противоречивые реакции прессы.
Метцмахер никогда не останавливается на достигнутом и любит творческие эксперименты. Кроме того, он наделен блестящим литературным даром. Маэстро отнюдь не чужд новых авангардных веяний в области музыки и театра, это ярко подтверждает вышедшая несколько лет назад его книга «Не бойтесь новых звучаний» в защиту авангардных композиторов.
Но вернемся к программе московского концерта. Это уже второе появление артиста с музыкантами Российского национального оркестра. В 2009 году Метцмахер провел свое дебютное выступление на той же сцене Большого зала консерватории. Тогда это были произведения К.А.Хартмана и Д.Шостаковича. У многих слушателей осталась в памяти монументальная трактовка Метцмахера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича.
В этот раз немецкий дирижер представил на суд публики свою интерпретацию Восьмой симфонии Антона Брукнера. Выбор Инго Метцмахера пал на вторую редакцию 1890 года. Симфония посвящена Императору Францу Иосифу I.
Замечу, что Российский национальный оркестр уже не впервые обращается к музыке Антона Брукнера. Так, в прошлом сезоне в Большом зале консерватории под управлением Михаила Плетнева была исполнена Девятая симфония.
И вот новая встреча с музыкой австрийского композитора на этот раз с известнейшим немецким дирижером.
Виктор Александров: Маэстро, каким Вы представляете мир Восьмой симфонии Антона Брукнера? Как Вам работалось с музыкантами Российского национального оркестра?
Инго Метцмахер: Это одно из самых масштабных произведений, к которым только может прикоснуться дирижер. Симфония очень сложна по своей архитектонике, она требует усилий, чтобы соединить материал в единое целое. Российский национальный оркестр не слишком часто играл Брукнера, но они прекрасно вошли в его стиль, проделав огромный путь за четыре дня репетиций.
- Как Вы полагаете, почему в России не так часто исполняются произведения Антона Брукнера? В чем феномен музыки этого композитора?
Инго Метцмахер: Когда я исполняю Шостаковича, я все время думаю о Брукнере, поскольку Шостакович находился под сильным влиянием Брукнера это особенно ярко проявляется в медленных частях его симфоний. Я слышу эти влияния, например, в Восьмой симфонии Шостаковича возможно, он думал о Брукнере, вспоминал его музыку. Я считаю, что Брукнера в России нужно играть намного чаще, чем сейчас.
- Дирижируя Восьмую симфонию Антона Брукнера с разными оркестрами мира, Вы предпочитаете именно вторую редакцию сочинения?
Инго Метцмахер: Да, но вскоре я собираюсь исполнить и первую редакцию. После того, как состоялась премьера под управлением автора, симфония попала под огонь критики, и Брукнер, относившийся к себе строго и самокритично, создал вторую редакцию. Первая редакция длиннее и объемнее второй, и я с интересом и нетерпением жду возможности сыграть и ее тоже, чтобы еще раз проверить свои ощущения. Это будет буквально на днях, еще в этом году.
Безупречный контакт Российского национального оркестра с Инго Метцмахером установился с первых тактов партитуры. Метцмахер очень тонко и осязаемо ощущает материю брукнеровской симфонии. Хоральная фактура, мерцающие шорохи струнных, сменяющихся монолитными тутти оркестра все это передавалось особенно выразительно и выпукло в глубокой личностной трактовке немецкого дирижера.
Хочется верить, что встречи Инго Метцмахера с Российским национальным оркестром продолжатся в следующем концертном сезоне и ознаменуются новыми интригующими проектами.
Виктор Александров из Большого зала консерватории, специально для р/ст «Орфей»