В Санкт-Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра состоялось впечатляющее выступление Марка Минковского с оркестром театра.
Сегодня это один из самых успешных дирижеров в области барочного исполнительства. Основанный Марком Минковским французский коллектив «Музыканты Лувра» регулярно выступает на лучших европейских фестивалях, принимает участие в записях кантатно-ораториальной и оперной музыки XVII-XVIII столетий.
Кроме того Марк Минковский очень востребован и как дирижер романтического репертуара. Его концерты с известными оркестрами Европы и Америки всегда привлекают интерес любителей классической музыки.
С 2008 года Марк Минковский руководит польским оркестром Sinfonia Varsovia, а с января следующего года возглавит престижный музыкальный форум Зальцбурга Mozart Woche («Неделя Моцарта»), где продирижирует постановкой оперы Моцарта «Луций Сулла».
Визиты Минковского в нашу страну, похоже, становятся доброй традицией. Напомню, что недавно в Москве французский дирижер провел серию спектаклей «Пеллеаса и Мелисанды» К.Дебюсси в театре Станиславского и Немировича-Данченко.
А в Санкт-Петербурге узы творческой дружбы связывают маэстро прежде всего с оркестром Мариинского театра. По приглашению Валерия Гергиева Марк Минковский уже второй сезон проводит выступление с прославленным петербургским коллективом.
Марк Минковский: «У этого оркестра очень интеллектуальная манера звучания и высокий коллективный уровень. В связи с этим происходит очень интересное общение. Я попытался внести небольшой контраст. Например, в произведениях Вагнера я попросил артистов оркестра немного поменять их привычное понимание музыки этого композитора. На это потребовалось немалое, но полезное количество времени и усердия».
Если в прошлом году программа имела французский акцент (произведения Г.Форе и С.Франка), то в этот раз Марк Минковский сделал ставку на австро-немецкую музыку XIX столетия. Концерт прошел в преддверии 200-летия со дня рождения Рихарда Вагнера.
Марк Минковский выстроил очень содержательную программу, первое отделение которой было посвящено музыке Р.Вагнера. Прозвучали редко исполняемая симфоническая увертюра «Фауст», увертюра к «Тангейзеру», а также избранные сцены из опер: «Летучий Голландец», «Валькирия» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». В качестве солиста выступил один из лучших вагнеровских басов Мариинки Евгений Никитин, который в мае 2013 года вместе с Марком Минковским представит ту же самую программу в Вене во время юбилея Рихарда Вагнера.
«С Марком Минковским, - признается Евгений Никитин, - работать очень полезно и увлеченно».
Евгений Никитин: «Мы познакомились с ним сравнительно недавно. Как-то раз Марк побывал на спектакле «Летучий Голландец» Вагнера, где я пел заглавную роль. Он изъявил желание, чтобы мы поработали вместе. В процессе репетиционной работы с ним я понял, что он очень легкий вежливый и добрый человек, нисколько не прессует, дает все четкие указания солисту. Он один из немногих дирижеров, кто предоставляет свободу творчества своим партнерам по сцене. Это особенно приятно и не может не вдохновлять...».
Бесспорной кульминацией концертного вечера стала незаурядная интерпретация Марком Минковским Третьей симфонии Антона Брукнера. Сотканная из ряда мотивов опер Рихарда Вагнера, симфония величественна по духу. Марк Минковский провел тщательную репетиционную работу над произведением, прививая оркестру свой стиль исполнения музыки Антона Брукнера.
Марк Минковский: «Конечно же, артисты Мариинского оркестра способны понять эту музыку, ведь она, по сути, как опера без слов. В Третьей симфонии очень красивые певучие фразы, которые все время развиваются, и музыканты их хорошо чувствуют и воспринимают. Я очень польщен безупречной игрой духовой группы. В музыке этой симфонии заложено немало философского начала, что присуще определенной глубине этого опуса Брукнера. В то же время я должен отметить, что это связано и с непостижимой русской душой. Меня очень убедила виртуозная техника и мастерство артистов оркестра. Чудесная акустика Концертного зала Мариинского театра этому также способствовала. Местами, она мне даже напоминала соборную акустику, что характерно для священной музыки Антона Брукнера».
Сверкающими искрами казались стремительные пассажи струнных в ликующем финале Третьей симфонии Брукнера, который в трактовке французского маэстро и петербургских музыкантов воспринимался как гимн служения великому искусству.
Виктор Александров Концертный зал Мариинского театра (Санкт-Петербург), радио «Орфей»