6 декабря в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки состоялось закрытие фестиваля «Русская фортепианная музыка». Вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением дирижера Дмитрия Васильева выступил знаменитый канадский пианист, обладатель многочисленных наград и премий в области звукозаписи Марк-Андре Амлен.
Это один из редких пианистов нашего времени, которому подвластна музыка всех эпох и стилей. Универсализму этой личности можно лишь позавидовать. За Амленом прочно закрепился еще и титул виртуоза. Его феноменальная техника, импровизационная свобода, интеллектуальная манера игры просто поражают, когда слушаешь живьем этого артиста.
Еще в семнадцать лет Амлен выучил сложнейшее произведение Сорабджи Opus Clavicembalisticum, продолжительность звучания которого составляет почти четыре часа. Амлен является автором нескольких собственных произведений для фортепиано. Пианист уделяет значительное внимание малоизвестным страницам фортепианной литературы, занимается исследовательской деятельностью в области музыкальной текстологии.
Русская музыка в репертуаре канадского пианиста занимает особое место. Он переиграл множество сочинений разных композиторов, в том числе Николая Метнера, Георгия Катуара, Артура Лурье и Николая Рославца.
Марк-Андре Амлен гастролирует не впервые в России. Несколько лет назад он выступил с сольным концертом в Светлановском зале Дома Музыки. И вот снова артист радует своим искусством столичную публику.
Виктор Александров: Марк-Андре, я знаю, что Вы испытываете особую симпатию к русской фортепианной музыке XX столетия. Это и музыка Серебряного века - произведения А.Рубинштейна, Н.Метнера, А.Скрябина, а так же русский авангард - опусы А.Мосолова, А.Лурье, Н.Рославеца. На Ваш взгляд, какие изменения претерпел сам жанр русского фортепианного концерта в своей эволюции?
Марк-Андре Амлен: На основании моих знаний русской музыки этого периода могу сказать, что большинство композиторов великолепно владели фортепиано, тонко понимали его специфику помимо прекрасного качества музыки, которую они писали. С момента возникновения жанра фортепианного концерта каждый композитор стремился развить его по-своему, привнести в него новые черты. Всегда интересно наблюдать, как далеко продвинулся тот или иной автор в этих поисках. Например, концерт Метнера, как и другие его сочинения, очень сложен для восприятия, но невероятно удобен для исполнения в пианистической плоскости. Прокофьев, который много играл фортепианного Метнера, подчеркивал, что это большое удовольствие.
Программу вечера открыли произведения С.Рахманинова и А.Рубинштейна. Сначала Национальный филармонический оркестр России вместе с Дмитрием Васильевым (этот дирижер возглавляет в настоящее время Омский Академический симфонический оркестр) сыграли фантазию для оркестра «Утес» С.В. Рахманинова, вслед за которой прозвучал редко исполняемый на концертной эстраде Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна. Здесь Амлен предстал подлинным лириком, который очень тонко и рафинированно почувствовал природу этого сочинения.
Среди многочисленных гостей вечера - профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, пианист Владимир Тропп.
Владимир Тропп: «В зале слушать Марка-Андре Амлена - это, конечно, впечатление совершенно грандиозное. Здесь столько мастерства и поэзии, столько свободы. Возможно, я и не припомню со времен Горовица такого подлинного мастерства. Просто невероятная любовь Амлена к русской музыке. Он нам как бы возвращает наше наследие, пытается вновь нас заразить этой любовью к русской фортепианной музыке, которая от нас немножко ушла как-то »
Чем же в итоге оказались близкими концерты Рубинштейна и Метнера Марку-Андре Амлену? Пианист поделился своими мыслями по этому поводу.
Марк-Андре Амлен: «Я впервые объединил в одной программе эти два концерта. В приглашении была просьба исполнить лишь Четвертый концерт Рубинштейна, но в ходе переговоров с устроителями фестиваля я сказал им, что очень воодушевлен Вторым концертом Метнера, и мы вместе решили, что я сыграю в один вечер оба концерта. Я очень верю в качество музыки этих сочинений, но не всегда легко убедить оркестры включить их в свой репертуар, потому что существует страх перед сочинениями, неизвестными публике. Эти концерты прекрасные, но тем, кто их не знает, доказать это очень сложно. Существует только два автора, чьи фортепианные концерты гарантированно собирают полный зал: Моцарт и Чайковский. Даже не Бетховен (смеется) Моцарт и Чайковский. Так что Вы понимаете, как трудно убедить людей, что Второй концерт Метнера замечательное произведение. Метнер написал три концерта для фортепиано. Я уверен, что Второй концерт займет очень значительное место в истории жанра и музыки в целом. В нем очень энергичные ритмы, основанные на танцевальном начале, множество прекрасных мелодий, он вообще очень богат по музыке, и мне жаль, что лишь немногие пианисты знают и играют это сочинение».
Публика тепло встречала Марка-Андре Амлена. Пианист исполнил несколько эффектных бисов: произведения В.А.Моцарта, Ф.Шопена и Ф.Листа.
Виктор Александров из Светлановского зала ММДМ, специально для р/ст «Орфей»