В первый день зимы на сцене Светлановского зала Московского международного Дома Музыки выступил выдающийся скрипач современности Максим Венгеров.
Об этом экстраординарном музыканте ходят легенды. Он переиграл едва ли ни весь скрипичный репертуар, записал десятки дисков, успел сделать вынужденную паузу, затем попробовал себя в качестве дирижера. И вот снова вернулся к любимой скрипке.
На концерты Венгерова стремятся попасть тысячи любителей классической музыки в любой стране мира, билеты на концерты музыканта раскупаются с молниеносной быстротой. Россию Максим очень любит, хотя живет на Западе. В своем концертном графике всегда находит даты для приезда в родную страну.
Ровно год назад в том же Московском Доме музыки Максим Венгеров играл с оркестром «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского скрипичные произведения Моцарта и Равеля. В ходе нынешних гастролей в Санкт-Петербурге и Москве Максим Венгеров исполнял скрипичные концерты Брамса и Чайковского.
В северной столице скрипач выступил с оркестром капеллы Санкт-Петербурга под руководством Александра Чернушенко, а в Москве с ГАСО им. Светланова под управлением австрийского дирижера румынского происхождения Иона Марина.
Звучала музыка Иоганнеса Брамса. Концертный вечер открыла Вторая симфония немецкого автора, одно из лучших творений романтического музыкального искусства. Госоркестр в руках Иона Марина звучал очень прозрачно, переливаясь всевозможными гранями лирических созвучий.
Виктор Александров: Маэстро, Вы дирижировали многими московскими оркестрами. Встреча с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова первая?
Ион Марин: Нет, я дирижирую Светлановским оркестром уже в третий, или четвертый раз. Работать с этими музыкантами всегда огромное удовольствие. Играть в Москве для меня всегда почетно и важно, а сотрудничество с Государственным симфоническим оркестром доставляет массу приятных эмоций.
- Что Вы думаете о звуке этого оркестра?
Ион Марин: Дирижер обычно приходит с собственными идеями и представлениями, но подлинная интерпретация, с моей точки зрения, должна представить оркестр в неразрывной связи с интерпретацией партитуры. Конечно, каждый крупный оркестр имеет свой собственный почерк, неповторимый звук, но это не должно напоминать плитку шоколада, на обложке которой написано, сколько в ней процентов какао, сколько молока и других составляющих. Светлановский оркестр обладает той степенью гибкости и универсальности, чтобы менять звучание в соответствии с данным конкретным концертом, тем или иным произведением вместе с дирижером. Звук оркестра не есть нечто навсегда застывшее, незыблемое за очень редкими исключениями.
- Какие впечатления Вы испытали от игры с Максимом Венгеровым? Как часто Вы с ним выступаете на концертных сценах?
Ион Марин: Прежде всего огромное наслаждение. Мы знакомы с Максимом много лет, и я очень счастлив, что он вернулся на сцену и вновь занял свое место в ряду лучших скрипачей России и мира всех времен. Работать с ним большое счастье. Я рад, что мы вместе исполняли брамсовскую программу. У нас есть совместные планы на будущее. Возможно, мы когда-нибудь поменяемся ролями он будет дирижировать, а я солировать на скрипке есть и такая задумка. Мы говорим с Максимом на одном музыкальном языке, и наши вкусы очень схожи в том, что касается природы музыки Брамса его фразировки, чувства формы, культуры звука. Играя с Максимом, я чувствую себя так, как будто мы с ним находимся в музыкальном доме Брамса. И это чувство неповторимо.
Максим Венгеров вышел на сцену Светлановского зала во втором отделении под восторженные аплодисменты публики. Артист играл на скрипке «Крейцер» работы Страдивари.
Виктор Александров: Максим, и снова Вы возвращаетесь к своим любимым скрипичным концертам. Время, конечно, не властно над судьбами многих произведений. Но вот проходит определенный период... Меняется ли интерпретация? С чем связано это возвращение к двум известным скрипичным партитурам?
Максим Венгеров: Очень интересен тот факт, что когда я играл последний раз этот Концерт Брамса, мне было 24 года, а сейчас мне 38. Я практически 14 лет не играл это произведение. И сейчас, снова вернувшись к этому классическому шедевру скрипичной музыкальной литературы, совершенно по-другому ощущаю все. Тем более, что я уже прошел определенный свой путь как дирижер. Так что для меня Скрипичный концерт Брамса это уже не просто концерт с оркестром, а, я бы сказал, симфония со скрипичной партией (по-итальянски это звучит violino obligato). Именно так я это ощущаю. Конечно же, данное произведение Брамса должно звучать в русле камерных традиций, в некоем идеале, когда все музыканты оркестра участвуют в этом замечательнейшем творении немецкого классика.
В последнее время мне все чаще становится очень приятно выступать и в качестве дирижера, своего рода аккомпаниатора. Я очень полюбил эту роль. Невероятно люблю музицировать с моими молодыми коллегами. В частности на конкурсе Венявского я прошел определенный путь с конкурсантами, я аккомпанировал им в концертах. И сейчас, и в следующем году есть очень интересный проект на конкурсе в Монреале, где я буду дирижировать с участием всех финалистов.
В Скрипичном концерте Иоганнеса Брамса Максим Венгеров захватил зал своей неистовой харизматичной игрой. Это было истинное пиршество звука, безупречная виртуозность и ликование творчества.
Зал продолжительное время аплодировал Максиму Венгерову и музыкантам Госоркестра. Артист вместе с Ионом Марином отважились и на щедрый бис им стал эффектный Финал Концерта для скрипки с оркестром ре мажор П.И.Чайковского.
Следующее появление Максима Венгерова на столичной сцене запланировано на 24 января 2013 года, когда музыкант примет участие в специальной акции, посвященной 60-летию Юрия Башмета.
Виктор Александров из Светлановского зала ММДМ специально для радио «Орфей»