16 декабря исполняется 80 лет выдающемуся композитору Родиону Константиновичу Щедрину. Московская филармония представит цикл из четырех концертов музыки композитора. Он откроется 16 декабря, в день рождения композитора «Стихирой на тысячелетие крещения Руси», посвящённой Мстиславу Ростроповичу.
В рамках филармонического цикла будет представлена широкая стилевая панорама именно оркестрового творчества композитора, но вместе с тем акцент сделан на жанре концерта в частности, прозвучат три из пяти оркестровых концертов и четыре из шести фортепианных. В программы включены как ранние сочинения, давно завоевавшие любовь слушателей (оркестровые концерты «Озорные частушки», «Звоны»), так и созданные совсем недавно. В числе последних три российских премьеры.
«Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008) создано на основе письма, обнаруженного уже после смерти Бетховена и получившего название «Гейлигенштадтского завещания». Мировую премьеру представили Симфонический оркестр Баварского радио и Марис Янсонс по словам композитора, именно маэстро инициировал создание этого сочинения. Кстати, точная дата рождения Бетховена неизвестна, но предположительно это 16 декабря, как и у Родиона Щедрина.
Концерт для гобоя с оркестром (2009) впервые прозвучал в 2010 году в «Концертгебау» в исполнении Королевского оркестра Концертгебау (один из заказчиков произведения) и Алексея Огринчука. Три части («Элегия», «Дуэты» и «Финал с эпилогом») исполняются непрерывно. По словам самого композитора, в Концерте три важных участника: гобой, английский рожок, который постоянно ведёт диалог с солистом, и оркестр: «Музыкантам предоставлена возможность показать свою виртуозность, играя не только в ансамбле, но и солируя».
Третья российская декабрьская премьера драматическая сцена «Клеопатра и змея» (2011), созданная по заказу Зальцбургского Троицыного фестиваля, где в 2012 в качестве художественного руководителя дебютировала Чечилия Бартоли. Мировую премьеру представили на майском форуме Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра.
В Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучат сочинения, которые стоят в творчестве Щедрина особняком. Это своего рода «знаки эпохи»: редко исполняемый «Автопортрет» (1984) - музыка совершенно противоположная сложившемуся «солнечному» имиджу Родиона Щедрина; или же «Поэтория» (1968) - концерт для поэта, смешанного хора и оркестра, созданный в содружестве с Андреем Вознесенским (сборник «Ахиллесово сердце»). Вознесенский считал композитора «Великим Мастером, Рыцарем искусств, хранителем Ордена профессионализма».
Наконец в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева при участии ведущих солистов прозвучат четыре фортепианных концерта.