6 декабря в Концертном зале имени Чайковского состоится сольный концерт Александра Князева, одного из самых харизматичных музыкантов своего поколения, успешно выступающего в двух амплуа виолончелиста и органиста.
Свыше 30-ти лет назад Князев завоевал всемирную славу как блистательный виолончелист. И сегодня в его «виолончельной» творческой биографии выступления со всеми крупнейшими оркестрами и дирижёрами на лучших сценах мира, целый ряд премьер, созданных специально для него крупнейшими композиторами современности, эксклюзивные записи и концерты в камерных ансамблях с выдающимися артистами, среди которых Евгений Кисин, Валерий Афанасьев, Жан Гийю, а последние годы виолончелист наиболее часто выступает в трио с пианистом Борисом Березовским и скрипачом Дмитрием Махтиным.
Более двух десятилетий назад музыкант начал играть на органе. Сегодня слава Князева-органиста не намного уступает его успеху в качестве виолончелиста. Только в течение нескольких последних сезонов он давал сольные концерты в знаменитых парижских соборах Нотр-Дам (Notre Dame de Paris) и Сент-Эсташ (Saint-Eustache), на легендарном фестивале Радио Франс в Монпелье, где его выступление транслировалось в прямом эфире на все страны Европы. А. Князев играл на органах Казальс-холла (Casals Hall) в Токио, зала UNISA в Претории (ЮАР), Домского собора в Риге и церкви Святого Петра (Saint-Pierre-le-Jeune) в Страсбурге. Артист регулярно выступает в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Ежегодно А. Князев представляет большие органные вечера в столичном Концертном зале имени Чайковского, включающие, как правило, произведения И.С. Баха, который всегда находится в центре внимания исполнителя. Собственно, одной из причин обращения к игре на органе стало увлечение творчеством И.С. Баха, музыка которого, по мнению Князева. способна ответить на любые, даже самые неразрешимые вопросы, стать отдушиной и источником жизненных сил.
В репертуаре Князева-органиста произведения И.С. Баха занимают главное место, и артистом представлен целый ряд сложных, масштабных и неординарных выступлений, включающих сочинения композитора. Среди таких сложнейшая из-за своей протяжённости, технической и композиционной многоплановости программа, объединившая все шесть сонат для скрипки и органа, которые Князев исполнил в 2011 с Алёной Баевой, исполнение всего цикла «Искусства фуги». «Я пытаюсь найти такое прочтение музыки Баха, которое в первую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем случае нельзя устраивать из нее «музей», говорит А. Князев.
Предстоящую программу также можно отнести к числу эксклюзивных. Услышать полный цикл из всех восемнадцати лейпцигских хоралов большая редкость. Этот цикл называют духовным завещанием композитора. В него вошли хоральные обработки, написанные Бахом в последние годы его жизни. Тогда уже почти полностью ослепший, с необычайной остротой композитор выразил в этих хоральных обработках свое главное творческое и жизненное стремление - соединиться с Творцом и источником всего сущего. Хоралы, по сути, стали диалогом композитора с Богом. Есть предание, что Бах умер, продиктовав зятю последний хорал цикла «Vor deinem Thron tret'ich», написанный на слова отходной молитвы «К престолу Твоему я приступаю ныне». «Эта музыка невероятной красоты и содержательности!» - считает А. Князев. И в качестве финала-послесловия к циклу хоралов исполнит краткую и эффектную соль-мажорную фантазию.
Готовится к выходу запись Восемнадцати лейпцигских хоралов, которую Князев сделал для бельгийской компании «Fuga liber» в Домском соборе в Риге (а свой первый диск на знаменитом органе Walker в Домском соборе Риги артист записал в 2009-м). И с присущей ему динамичностью, совсем скоро вслед за стол событийным органным вечером Князев готовит новые сюрпризы. Одним из которых обещает стать исполнение скрипичного переложения Карла Черни знаменитой «Крейцеровой сонаты» Бетховена 23 декабря в Малом зале Московской консерватории. Сделанное Черни виолончельное переложение бетховенского скрипичного шедевра было столь сложно, что при его исполнении, как правило, виолончелисты были вынуждены купировать часть нотного текста. В своей же интерпретации Александр Князев обещает не пропустить ни одной ноты.