Нижний Новгород (в прошлом Горький) до сих пор остается одним из центров российской музыкальной культуры. Когда-то здесь состоялись премьеры сочинений Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке. В старинном городе на Волге любил бывать Мстислав Ростропович, чье имя ныне носит Нижегородская Государственная Академическая филармония.
В этом году Валентину Сильвестрову исполнилось 75 лет. Во всем мире звучит его музыка, проводятся фестивали. Нижний Новгород принял эстафету у древнего Киева, где также состоялся монографический фестиваль из произведений композитора.
Я помню, Александр Скульский дирижировал мое самое авангардное сочинение «Медитация». В конце этого произведения затухал свет, и музыканты оркестра зажигали спички. Это напоминало некое действо с явными элементами музыкального театра. Я удивился, как изменился сегодня этот город. Стоило большевикам исчезнуть, и города преобразились. Не знаю, по каким причинам. Я часто бываю в Москве и, когда туда приезжаю, вижу улицы, то осознаю, что город не особо изменился. Вечная суета и забитость. А здесь я чувствую себя естественнее. Нижний Новгород и на столицу похож, и, наверняка, здесь более бережно относятся к музыке и культуре.
- Вы приехали в Нижний Новгород из Киева, где, я знаю, только что состоялся фестиваль Вашей музыки
- Да, там было три концерта, в одном из них исполнялась моя камерная музыка, в другом звучали хоры a capella на литургические тексты, а затем состоялся симфонический концерт в Филармонии. Прозвучали Шестая симфония и Концертная симфония для скрипки с оркестром, посвященная Гидону Кремеру. Он же был ее первым исполнителем.
Валентин Васильевич, процесс сочинения для композитора некий духовный и созидательный акт. Какой метод работы Вы предпочитаете?
- В последнее время я стал на эту тему рефлектировать, хотя сороконожка, по сути, не должна рефлектировать насчет сороковой ноги (усмехнувшись)
И рефлексия, прежде всего, заключается в том, что в той позиции, в которой я нахожусь, нужно просто дожидаться, чтобы музыка была. Ни в коем случае ее не следует выковыривать, как нельзя вырывать колоски, когда они еще не выросли. Это понимание входит в профессию композитора, так было изначально, в молодые годы, но сейчас стало очевидно, что это верно в любом деле. И поэзия так рождается. Существует масса композиторов и поэтов, которые могут делать очень хорошие тексты, но при этом чувствуется версификация материала, и он тут же забывается. С другой стороны, возьмем такие тексты, где нет никакой версификации, ну, например: «Я встретил Вас, и все былое ». И теперь это навеки неотменимые тексты. А почему? Да потому, что он не придуман и не возник из каких-то глубин сознания. Так и музыка. Она должна каким-то образом рождаться, прежде чем ты что-либо начнешь писать. А для этого у каждого композитора по-своему вырабатывается особая мания. Он должен опознать первый сигнал, тот сигнал, о котором говорится в пушкинских строках:
«Но чуть божественный глагол для слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется »
«Простые песни» название одного из циклов Валентина Сильвестрова вынесено в заголовок нижегородского форума, который проходит в течение трех дней на сцене Государственного центра современного искусства «Арсенал».
Музыкальное приношение юбиляру адресуют исполнители, тесно связанные с судьбой многочисленных сочинений Валентина Сильвестрова: это камерные коллективы NoName-ensemble и Cantando (Нижний Новгород); гости из Москвы - вокалистка Светлана Савенко и пианист Юрий Полубелов, а также ансамбль солистов Киевского камерного оркестра Post Scriptum, которые вчера выступили с программой-посвящением.
Валентин Сильвестров очень внимательно и деликатно отнесся к выбору произведений, представленных в программе вечера. Днем были продолжительные репетиции, в ходе которых композитор давал рекомендации и указания исполнителям. Каждое из сочинений произрастает друг из друга, подобно живым цветам. Поэтому, неудивительно было наблюдать, как Валентин Васильевич общается на одном музыкальном языке с Моцартом и Шубертом.
Особая камерность присуща большинству сочинений украинского классика. Его божественная музыка соткана из нежности, небесной чистоты, рыцарского бесстрашия и зримой надежды. Панорама музыки Валентина Сильвестрова на нижегородском фестивале в основном представляет произведения 2000-х годов, включая мировую премьеру Серенады для скрипки и альта (соч.2012 года). И даже названия сочинений: «Серенады», «Мгновения Моцарта», струнный квартет «Икона», «Музыка в зимнюю ночь» символизируют духовные аспекты мировоззрения Валентина Сильвестрова. Это своего рода «мозаика звучащих пространств», произрастающая из глубокого безмолвия.
«Музыка должна рождаться из молчания. И главное всем нам вовремя соблюсти эту меру молчания», - констатирует Валентин Сильвестров.
Соня Сульдина первая скрипка квартета «Post Scriptum» стала одной из главных героинь концертной программы вечера. Ее удивительные грация и целомудренность, запечатленные в мастерской интерпретации сочинений Валентина Сильвестрова, сокровенным образом передавались слушателям. Она без остатка предана своему призванию. Валентин Сильвестров даже сравнивает ее трактовки с неким «разворачивающимся мистическим процессом сочинения музыки здесь и сейчас. Она всегда исполняет точнее, произносит сердцем - Музыку, когда слышится уже не инструмент с его техническими музыкальными проблемами, но Вечность » - отмечает композитор.
Под занавес концертного вечера на сцену вышел сам Мастер, исполнив на рояле одну из своих Багателей. Мистическое ощущение гармонии и покоя не покидало зрителей, которые вслушивались буквально в каждую ноту.
Фестиваль «Тихие песни» Валентина Сильвестрова завершится в Нижнем Новгороде выступлением Светланы Савенко и Юрия Полубелова. Прозвучат вокальные и инструментальные сочинения композитора последних лет.
Виктор Александров (Нижний Новгород), радио «Орфей»