В начале ноября Филармоническое общество Санкт-Петербурга снова распахнуло двери самым передовым ценителям классической музыки. По сложившейся традиции в первую неделю ноября Петербург будет находиться во власти чарующих звуков «Серебряной Лиры».
Так называется Третий международный фестиваль камерного исполнительства, который открылся в минувшую субботу выступлением Шароун-ансамбля, ядро которого составляет октет солистов Берлинского филармонического оркестра. Коллектив был основан в 1983 году. Немецкие музыканты посвятили свою программу памяти недавно скончавшегося Ханса Вернера Хенце выдающегося композитора и музыкального деятеля Германии.
Scharoun Ensemble / Фото с официального сайта ансамбля http://www.scharounensemble.de/
Неотъемлемым приоритетом концертной деятельности Шароун-ансамбля (названного в честь знаменитого немецкого архитектора Ганса Шароуна, создателя Берлинской филармонии) является сочетание традиций и современности. В обширном репертуаре коллектива произведения эпохи барокко, романтическая классика и опусы современных авторов. Среди композиторов-партнеров, связанных с творческой деятельностью ансамбля Берлинских филармоников: Дьердь Лигети, Пьер Булез, Ханс Вернер Хенце, Дьердь Куртаг, Вольфганг Рим, а также их последователи Йорг Видман и Маттиас Пинчер. Наряду с активной концертной деятельностью музыканты Шароун-ансамбля ежегодно проводят собственный фестиваль камерной музыки в Церматте (Швейцария).
Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии стал ярким событием и украшением сезона. Почерк Шароун-ансамбля отличают особенная дисциплина игры, бережное внимание к звуку и артикуляции, наконец, безукоризненное следование авторскому стилю. Немецкие мастера исполнили произведения В.А.Моцарта, Х.В.Хенце и Ф.Шуберта, чей Октет для духовых фа мажор стал центральной частью концертного вечера.
Международный музыкальный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» по праву можно считать элитарным. Ему присущи строгий аристократический вкус, интеллигентность программ и высокий уровень исполнителей, которые приезжают в северную столицу из разных уголков мира. Кредо фестиваля представление широкой публике всемирно известных камерных ансамблей, репрезентирующих различные национальные школы исполнительского искусства.
О концепции фестиваля «Серебряная лира», нынешней концертной программе форума рассказывает его художественный руководитель, президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Леонидович Березовский.
Борис Березовский, Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга / Фото с официального сайта Филармонического общества Санкт-Петербурга http://www.philharmsociety.spb.ru/
Борис Березовский: «Мы давно мечтали о таком фестивале, потому что камерной музыки в городе практически нет. А когда-то, в прежние времена, в Петербурге были выдающиеся камерные исполнители. Да и мы, люди старшего поколения, слушали приезжавших в камерном жанре довольно часто. Было что-то невероятное!
Я никогда не забуду Курта Зандерлинга в Большом зале филармонии сам за клавесином и с камерным оркестром; Рудольф Баршай со Святославом Рихтером за роялем; Михаил Вайман и Филипп Хиршхорн в ансамбле с Марией Карандашовой; блистательные пианистки Тамара Фидлер и Софья Ватман с вокалистами это были незабываемые концерты. А какие квартетные вечера залы были полны! Все эти музыканты играли невероятно здорово! Попасть на их выступления в зал было равнозначно получению звания. А сегодня очень многие музыканты просто платят за аренду и получают зал. При этом планка качества сразу падает. А в камерном исполнительстве как? Если меньше градус, то лучше бы артист не играл вообще. Ведь публика всегда чувствует искреннее исполнение, когда царит высокое мастерство. Это, безусловно, цепляет за душу. И мы назвали нашу «Серебряную Лиру» фестивалем не камерной музыки, а камерного исполнительства, подчеркивая, что именно это главное. Мы не диктуем исполнителям, что им играть. Прежде всего, мы задумали сделать такой фестиваль, в котором будут участвовать европейские камерные коллективы, как правило, которые впервые выступают в Петербурге. Что касается наших московских и петербургских ансамблей, то у нас мало музыкантов высокого уровня. Конечно же, мы очень переживаем за это, но подтягиваем и собственных детей, которые раньше были стипендиатами. Например нашим стипендиатом был Мирослав Култышев - теперь он уже мэтр. В этом году приезжает скрипач Илья Грингольц, тоже наш стипендиат, великолепный скрипач. Он приезжает в составе интересного трио: Петр Лаул (ф-но, Россия), виолончелист Дмитрий Коузов из США и сам Илья Грингольц, который в настоящее время живет в Базеле (Швейцария). Они встречаются у нас на фестивале и готовят шикарную программу. Помимо того Грингольц привозит еще и свой струнный квартет.
Один из лучших арфистов современности француз Ксавье де Метр выступит на закрытии нашего смотра вместе с барочным ансамблем из Германии. У этих музыкантов очень изысканная программа. Они великолепно играют инструментальные концерты Антонио Вивальди. Я ведь не принимаю барочную музыку, когда она звучит без наполнения эмоций. А эти музыканты вдруг неожиданно устанавливают потрясающий контакт друг с другом на сцене и просто творят чудеса: играют с таким напором и напряжением, ну страшно интересно! Рекомендую не пропустить этот концерт.
Вообще, мы мечтаем, чтобы у нас финальный концерт был не совсем обычным. Вот на первом фестивале выступали Игудесман и Джу (Igudesman & Joo). Это был маленький музыкальный кошмар в Большом зале Филармонии. Потом у нас был венский ансамбль Amarcord, артисты которого исполняли музыку в жанре crossover; выступал квартет им. Хуго Вольфа.
В следующем году мы ожидаем «Королевских певцов» из Великобритании: шесть парней так дивно поют, даже голова кругом идет! У нас много замыслов и желаний и главное, что они воплощаются в жизнь!»
- А как возникло само название фестиваля «Серебряная Лира»?
Борис Березовский: «Знаете, как было дело? Когда-то мы праздновали юбилей Гайдна в Петербургской филармонии устраивали большой цикл концертов. В письмах Гайдна сочетание «серебряный свет» в отношении и применении к камерной музыке все время проскальзывает. А Гайдн для нас отец родной! Благодаря нему наше Филармоническое общество и организовалось. Это название мы и решили применить »
Вслед за выступлением немецкого Шароун-ансамбля искушенная петербургская публика принимала еще одного нового гостя, на сей раз из Франции пианиста Давида Фрэя. Несмотря на молодой возраст (музыканту чуть больше тридцати лет), Давид Фрэй уже успел зарекомендовать себя артистом крупного масштаба и высочайшего исполнительского мастерства. Его гибкие руки, особая пластика игры завораживают с первых минут игры.
Давид Фрэй (David Fray) / Фото со страницы пианиста в facebook: http://www.facebook.com/DavidFray.officciel
Давид Фрэй выпускник старейшего музыкального вуза Франции: Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца. Он совершенствовался у известного французского пианиста и педагога Жака Рувье. Давид Фрэй является лауреатом престижных состязаний фортепианной музыки, обладателем почетных премий и музыкальных наград, среди которых звание «Молодой солист года» по версии Радио Франс, а также специальный приз на крупнейшем немецком фортепианном форуме в Руре.
В середине 2000-х годов маэстро Кристоф Эшенбах пригласил Давида Фрэя сыграть один из клавирных концертов И.С.Баха на Пасхальном фестивале им. Бетховена в Варшаве. С тех пор молодой пианист регулярно выступает с концертами: как солист, и с оркестром. Знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон (создатель фильмов о Гульде и Рихтере) уже успел запечатлеть на кадрах своей новой документальной хроники харизматичного Давида Фрэя.
В нашей стране Давид Фрэй гастролирует впервые. Тем дороже и сокровеннее для него выступать в Санкт-Петербурге на одной из лучших концертных сцен мира.
Давид Фрэй: «Я давно хотел побывать в этом городе, ведь он имеет славные музыкальные традиции, как, впрочем, и вся Россия. И я воспользовался этой возможностью, чтобы лучше узнать российские обычаи. Когда поступило приглашение от филармонического общества Санкт-Петербурга, я откликнулся на него с энтузиазмом. Я выбрал композиторов, музыку которых играю регулярно. Это Бах, Моцарт и Бетховен. Я хотел исполнить сочинения, которые являются неотъемлемой частью моего репертуара».
- Как Вы концентрируетесь во время концерта?
Давид Фрэй: «Когда находишься за инструментом, вокруг тебя возникает некое естественное пространство ничего другого не существует. Необходимо предельно сконцентрироваться, чтобы вести слушателя до пункта назначения. Концерт для меня в каком-то смысле путь, который слушатель проделывает вместе со мной. В момент исполнения я думаю об очень конкретных вещах прежде всего, о деталях, которые я должен подчеркнуть »
Особую популярность вызывают интерпретации Давидом Фрэйем клавирных сочинений И.С.Баха. И здесь молодой французский пианист следует в русле исполнительских традиций Глена Гульда. Что-то схожее с канадским гением фортепиано есть и в осанке, и в особой аскетичной игре французского музыканта. Он выходит на сцену, демонстративно садится за рояль и мгновенно извлекает первые аккорды произведения, не обращая никакого внимания на реакцию зала. И, о чудо! Контакт исполнителя с публикой быстро налаживается. Образуется звенящая тишина, и лишь звуки рояля Давида Фрэя парят в пространстве Большого зала Петербургской филармонии.
Сидевшие со мной рядом пожилые дамы шепотом переговаривались: «Батюшки, да это же почти Гриша Соколов! Какие благородные звуки извлекает этот пылкий юноша, а какая у него свободная левая рука »
Да, действительно Фрэй очаровал петербуржцев и гостей города своей фантастической игрой и осмысленной программой. Наряду с Фантазией до минор В.А.Моцарта прозвучали в той же тональности Токката и Вторая партита для клавира И.С.Баха, вслед за которой в одноименном мажоре завершила программу вечера знаменитая 21-я Соната «Аврора» Людвига Ван Бетховена, эффектно и выразительно исполненная Давидом Фрэйем.
Третий международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная Лира» в Санкт-Петербурге продолжит выступление прославленного Словацкого камерного оркестра им. Богдана Вархала. Форум завершится 10 ноября концертом феерического арфиста из Франции Ксавье Де Метра и немецкого барочного ансамбля L`arte Del Mondo («Мир искусства») во главе с Вернером Эрхардом.
Виктор Александров, Санкт-Петербург (радио «Орфей»)