24 ноября в Большом зале консерватории Московская филармония представляет авторский вечер композитора Андрея Яковлевича Эшпая. В исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф.Светланова и маэстро Йоханнеса Вильднера (Германия) прозвучат оркестровые сочинения: Вторая симфония, пьеса «Рефрен» для оркестра, Концерт-реминисценция для флейты и струнного оркестра, Второй скрипичный концерт и Концерт для оркестра (Concerto Grosso) с солирующими фортепиано, трубой, вибрафоном и контрабасом. В программу вечера включена мировая премьера Концерта для бассетгорна и струнного оркестра.
Солисты Алексей Кузнецов (гитара), Алена Баева (скрипка), Рейнхард Визер (бассетгорн), Мария Федотова (флейта). Концерт проходит в рамках филармонического абонемента «Музыкальные вечера».
Один из корифеев отечественной композиторской школы Андрей Яковлевич Эшпай уделяет в своем творчестве особое внимание жанру концерта им создано более 20 концертов для различных инструментов, композитор вводит солирующие тембры в другие оркестровые сочинения. «Я написал концерты абсолютно для каждого оркестрового инструмента! Гобой, кларнет, фагот с тромбоном, валторна, альт, контрабас Для флейты не напишешь, как для тубы. Но мы учились в хорошее время. Помню, как знаменитый скрипач Лев Цейтлин рассказывал нам о возможностях скрипки - мы даже пальцами что-то там перебирали. Я до сих пор не представляю, как можно научиться на ней играть, но теоретически знаю, как это делается. И все же есть вещи, которые невозможно объяснить. Или ты это слышишь, или нет», - говорил Андрей Эшпай в интервью «Новой газете». 24 ноября в БЗК состоится настоящий яркий «парад солистов»: от традиционной скрипки до экзотического бассетгорна.
Соло в скрипичном концерте исполнит одна из ярчайших молодых солисток современности, лауреат конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе Алена Баева. Музыка этого произведения созданного в 1977 году и посвященного памяти Н.Я.Мясковского знакома не только любителям классики. Ее можно услышать в фильме сына композитора, режиссера Андрея Эшпая-младшего, «Униженные и оскорбленные» (с Настасьей Кински, Александром Абдуловым и Никитой Михалковым в ролях).
Во Второй симфонии и в «Рефрене» прозвучит гитара корифея отечественной джазовой сцены Алексея Кузнецова. Кстати, Вторая симфония («Хвала свету», 1962) посвящена еще одному участнику авторского вечера в БЗК: ее первым исполнителям - Государственному симфоническому оркестру СССР (нынешний Госоркестр им. Светланова) и маэстро К.Иванову. Услышав эту музыку, венгерский коллега Эшапая Золтан Кодай сказал, что «захвачен ею в плен» и восхищен российской композиторской школой.
Партию флейты в Концерте-реминисценции исполнит Мария Федотова, - солистка БСО им. Чайковского, музыкант, успешно концертирующий в России и за рубежом. Именно ей в 2009 было посвящено это произведение. В оркестровом Concerto grosso возможность высказаться представится сразу четверым: фортепиано, трубе, вибрафону и контрабасу. Несмотря на ассоциации названия Concerto grosso с барочной музыкой, Андрей Эшпай вводит в это произведение, созданное в 1967 году, элементы джаза и импровизации. По словам композитора, солирующие инструменты представляют собой маленький оркестр в оркестре, который может звучать и сам по себе, но в данном случае противостоит всей оркестровой массе.
Наконец мировую премьеру созданного в 2007 году Концерта для бассетгорна представит Рейнхард Визер, выпускник Венской Высшей школы музыки по классу кларнета у проф. Альфреда Принца, дипломированный музыковед, участник Ансамбля Иоганна Штрауса, созданного на базе Венского симфонического оркестра. С этим же ансамблем сотрудничал ранее в качестве скрипача Йохеннес Вильднер ныне успешный европейский дирижер, который работал с Венским филармоническим оркестром и венской Staatsoper, был главным дирижером Пражской оперы, главным приглашенным дирижером Концертного оркестра Би-Би-Си. Музыку Андрея Эшпая маэстро Вильднер знает и любит. Творческая дружба дирижера и композитора сложилась в год празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне Андрей Эшпай был приглашен в Берлин на свой творческий вечер, где его сочинениями дирижировал Вильднер. Маэстро был восхищен музыкой Эшпая и с тех пор с удовольствием исполняет ее. В 2007 году он играл ее с ГАСО им. Е.Ф.Светланова в Москве (в Доме кино), а в 2008 представил несколько концертов для разных инструментов в КЗЧ с БСО им. П.И.Чайковского.