17 ноября в Доме композиторов в рамках фестиваля «Московская осень» пройдет концерт-посвящение к 75-летию Эдуарда Артемьева. В программе произведения композиторов - членов Ассоциации электроакустической музыки: Кирилла Алферова, Александра Бердюгина, Тараса Буевского, Артема Васильева, Шандора Каллоша, Анатолия Киселёва, Виктора Ульянича, Владимира Комарова, Станислава Крейчи, Антона Ровнера, Андрея Родионова, Олеси Ростовской.
Прозвучат произведения разных лет Эдуарда Артемьева. Концерт ведет композитор Анатолий Киселёв.
Артемьев Эдуард Николаевич родился 30 ноября 1937 г. в Новосибирске. Сочинять музыку начал еще учеником Московского хорового училища (1953 1955) под руководством М.А. Парцхаладзе. Большое впечатление на юного Артемьева произвели поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди - хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, а также музыка Дебюсси и Стравинского.
В 1960 г. Э. Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. Среди первых энтузиастов, работавших на АНСе, был и Артемьев; сегодня его называют основателем отечественной электронной музыки. Однако он автор большого числа других произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению.
В начале 1960-х электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Его музыка прозвучала в фильме «Мечте навстречу», документальных картинах «Планета Океан», «Дом в космосе», в киножурналах «Хочу все знать», «Альманахе кинопутешествий». Он создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов «Электроника» в Москве и «Советская космическая техника» в Лондоне (1962). Важную роль сыграла встреча с Андреем Тарковским: Артемьев написал музыку для трех его фильмов «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1980), а также для его спектакля «Гамлет» в Ленкоме. С середины 70-х гг. композитор меняет направление в сторону сплава академической школы и рок-культуры.
Ярким пример кантата «Ритуал» (1980, 1987) на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, написанная для торжественного открытия Олимпийских игр в Москве (1980) и представляющая собой, по словам автора, «синтез всех известных техник». Другие сочинения этого периода симфония «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы (1974); электронная рок-композиция «Мираж» (1974); поэма для рок-ансамбля и фонограммы «Человек у огня» (1977); вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1981, оперная версия - 1988), симфония «Пилигримы» (1982); киномузыкальные работы («Сибириада», «Охота на лис», «Конец вечности», «Лунная радуга» и др.). Композиция «Три взгляда на революцию» (к 200-летию Французской революции) стала открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 г. Синтез стилей и жанров воплотились в сочинении «Здесь и там» (1996): на стихи Ю. Ряшенцева. В 2000 г. Э. Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева). Написал музыку в общей сложности к 150 фильмам.
Президент основанной им в 1990 г. Российской ассоциации электроакустической музыки, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Народный артист России (1999), заслуженный деятель искусств РФ (1985), лауреат четырех Государственных премий в области литературы и искусства (1988, 1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы «Курьер», «Урга», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник», двух премий «Ника» (1995, 2000) за музыку к кинофильмам «Лимита» и «Мама», премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000), премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001). Член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ.