История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.


В мировой культуре театральное искусство Индонезии занимает особое место. В нем необычно все. О театре теней и его персонажах далее в этой статье.

Центром театральной жизни  является город Джокьякарта (Джокья) - столица султаната, который находится в центральной части острова Ява, и его пригород. Джокьякарта давно снискал себе славу культурной столицы Индонезии. В ней работают известные музыкальные и хореографические школы, театральные студии, художественные галереи. Индонезийское искусство почти не затронуто влиянием Запада и, разумеется, оно представляет большой интерес для исследователей культуры, поскольку на протяжении веков остается неизменным.


Слева: Злой дух Бута Чакил, кукла театра ваянг пурво. О. Ява, кон. XIX в. Кожа буйвола, рог буйвола, резьба, роспись клеевыми красками. Высота - 50 см / Справа: Батари Дурга, кукла театра ваянг пурво. Мастер Р.М. Саджид. Центральная Ява, сер. XX в. Высота - 46 см

Театральное зрелище в Индонезии называют «ваянгом».  Слово «ваянг» хорошо известно каждому жителю Малайского архипелага, поскольку связано с важными ценностями традиционной культуры. Среди множества его значений, в первую очередь следует выделить – кукла плоская или объемная. Также ваянг означает театр, спектакль, театральная пьеса. Это слово входит во все названия театральных представлений на островах Ява, Бали в Индонезии и в Малайзии. Для того, чтобы было понятно о каком именно виде театра идет речь, добавляют уточняющее слово. Ваянг пурво (или кулит) – теневой театр, предположительно, ему 3 тыс. лет. Ваянг голек – театр объемных кукол, ваянг клитик – представления плоских деревянных марионеток, ваянг топенг – театр актеров в масках. Для яванцев ваянг – еще и тень, дух, призрак, что отражает саму суть театра теней и связано с его происхождением. Есть предположение, что представления ваянгов восходят к древним обрядам вызова духов предков. Возникающие на экране тени кукол говорили голосом жреца-колдуна-кукловода, отвечали на волнующие людей проблемы. В основном цель подобных ритуалов – испросить удачной охоты, плодородия на полях и т.п. иными словами они проводились на благо общины. Позднее эти фунции тоже сохранились, когда кукольные представления из ритуальных перешли в категорию театральных представлений. Сюжетная канва в них обычно выстроена по мотивам индийских сказаний «Махабхарата», «Рамаяна» и сказаний о. Ява.


Куклы театра ваянг кулит

На Центральной Яве была найдена каменная плита, содержащая одно из самых ранних письменных упоминаний о ваянге, датированное 907 годом. В конце XIII века (период Маджапахит) складываются окончательные формы разных театральных направлений. До наших дней они дошли практически неизменными. Общими чертами являются репертуар, стилистика образов персонажей, своеобразная жизненная философия индонезийцев.

Здесь уместно сказать, что представители этого народа никогда не кричат, не высказывают прямых, резких суждений. Одним словом, их характер можно определить словом «халус», что в переводе с индонезийского означает «изысканный». Это же определение можно отнести к индонезийскому театру. Представления теневого театра ваянг пурво наиболее ярко воплощают мировоззренческие установки, в которых ключевым моментом является дуализм: согласно древним верованиям,  противопоставляются небо - земле, горы – воде, мужское начало – женскому, боги – демонам и т.д. Белый экран на котором разворачивается действие воплощает космическое пространство, где происходит извечная борьба добра и зла.

Представления  принято считать магико-охранными, они отводят несчастья, даруют благословение всем присутствующим . Как правило их проводят в значимые в жизни человека и всей общины праздники и периоды – Новый год, рождение, свадьба, сбор урожая.


Куклы театра ваянг кулит

Кукловод даланг выполняет сразу несколько функций – манипулирует куклами, говорит за них, «…кукловод-даланг уподобляется божеству, управляющему людьми-куклами в мире, символом которого является экран»[1]. Фоном к его репликам служит музыкальное сопровождение оркестра гамелан. В Индонезии театром увлекаются многие, своего рода популярное хобби. Далангом может быть священнослужитель, кукольный мастер, научный работник  и другие. Представление разыгрывают за белой ширмой. В Театре теней зрителей сажают как по одну, так и по другую сторону ширмы. Обычно мужчины рассаживаются прямо за далангом, а женщины с другой стороны экрана. У сидящих по разные стороны ширмы впечатление от спектакля разное: одни зрители видят движущиеся тени-силуэты, а другие – раскрашенных кукол. Подсветку делают с помощью электрической лампочки. А в былые времена использовали масляные светильники. В идеале лампа обязательно должна быть из бронзы и иметь форму мистической птицы Гаруды, а заправлять ее следует кокосовым маслом. Спектакль начинается вечером и идет всю ночь, а порой и несколько ночей подряд. В репертуаре, как уже было сказано выше, два основных произведения: древнеиндийский, сложный по сюжетной линии эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Произведения очень большие, этим и объясняется такая большая продолжительность спектакля.  В них много действующих лиц - богов, полубогов, героев, красавиц, отшельников, воинов. В «Махабхарате» много сцен посвящено любовным приключениям одного из Пандавов - Арджуны. Это герой романтический, мужественный и у индонезийцев он очень популярен. Целое представление может быть посвящено только его любовным похождениям. Во время спектакля зрителям не возбраняется шумно выражать свои эмоции.


Куклы театра ваянг клитик

В представлении обычно участвует около двухсот кукол, в небольшом спектакле - около 70, но известно, что большие придворные наборы включали до 400 различных персонажей. Внешний вид кукол соответствует характеру персонажей. Положительные герои отличаются от отрицательных: образ положительных – тип алус, что означает изящный, тонкий. Их легко определить по вытянутому силуэту, тонкой талии, характерному профилю головы с прямой линией лба и носа, петлеобразным глазам и закрытому рту. Волосы уложены в сложную прическу, на голове высокий красивый головной убор. Тип костюма здесь очень важен. По виду головного убора зритель может определить социальное положение персонажа. Отрицательные герои относятся к типу касар  - грубый. Их внешние характеристики: приземистая фигура, выпученные круглые глаза, мясистый толстый нос, оскаленный рот, пальцы рук сложены в фаллических жестах, что подчеркивает вульгарность отрицательного персонажа. Чем больше отрицательных черт, тем кукла грубее.


Слева: Змей Антабога, кукла театра ваянг голек. Западная Ява, XIX в. Высота - 93,5 см / Справа: Обезьяна Хануман, кукла театра ваянг голек. Сер. ХХ в. Высота - 34 см

Раньше кукол изготовляли из листьев пальмы лонтар, а теперь материалом служит сыромятная кожа буйволят-самцов, выделанная так, что она приобретает вид светлого пергамента. «Мастер вырезает куклу, стараясь сделать ее как можно более выразительной, особенно тонко прорабатывая уши, нос и рот. Художник использует пять цветов: белый, желтый, синий, красный и черный, добавляя золото; каждая деталь и каждый цвет символичны»[2]. Цветовое решение куклы соответствует физическим и духовным качествам ее героя. Золотой цвет – признак благородного происхождения и высокого положения, темно-синий, зеленый и черный указывают на божественную сущность, красный ассоциируется с состоянием ярости и гнева. Например, у куклы Батари Дурга (богиня зла, тьмы и разрушения) – отрицательного персонажа - золотой цвет кожи указывает на ее благородное происхождение, ведь согласно мифическому преданию, она когда-то была супругой бога Шивы, но за строптивый нрав он ее проклял, и Дурга превратилась в демоницу-людоедку. Ее изображают с оскаленной пастью, красными глазами и копной черных волос. Такие же цвета и черты присущи ее спутнику – богу смерти Батара Кала. Все куклы ваянг-пурво выполнены с необычайным мастерством: тончайшая ажурная резьба  рисунка костюма и головного убора создают изысканные по своей узорности тени. Вершиной художественного мастерства считаются куклы ваянг-кулит-пурво[3].


Слева: Деви Сита, кукла театра ваянг голек. Сер. ХХ в. Дерево, х/б ткань, батик, бархат, тесьма, резьба, роспись. Высота - 66,5 см / Справа: Гатот Кача, кукла театра ваянг голек. О. Ява. Высота - 76 см

Видов ваянга, как уже было сказано, в Индонезии много. Помимо театра теней есть ваянг оранг, - театр актеров в гриме, ваянг-топенг, где актеры играют в масках. На лице они держатся за счет шнура, который зажимают во рту. Помимо топенга есть еще ваянг-голек - театр объемных марионеток. Их делают из дерева каю кедондонг, местной акации. После сушки его древесина не трескается и не темнеет. Одеты куклы всегда необычно, можно сказать причудливо.  И в этом виде театра репертуар ограничивается  «Махабхаратой» и «Рамаяной». Зрители прекрасно знают сюжет этих эпических произведений, но рассказчик даланг не произносит заученный тест, а каждый раз импровизирует, что каждый раз создает эффект неожиданности и новизны. У далага несколько ролей одновременно. Помимо того, что он кукловод и рассказчик, в его обязанности входит и определенное шумовое оформление и своеобразное дирижирование: зажав между пальцами правой ноги пестик, он ударяет им по стальной пластине -  создает шумовые эффекты и указывает оркестру-гамелану, когда вступать. Музыканты играют на гонгах, ксилофонах, барабанах. Главный гонг оркестра ставит акценты в наиболее драматических местах спектакля.


Слева: Принц Панджи, маска театра ваянг топенг. О. Ява. 18х15 см / Справа: Демон Деново, маска театра ваянг топенг. Центральная Ява. Дерево, резьба, роспись. 19,5х15,3 см

Музыка, как и все в этом театре, своеобразна, сами музыканты сравнивают ее с лунным светом или струящейся водой, в ней нет ни начала, ни конца. Посредством такого музыкального сопровождения создается ощущение иного мира. Музыканты - керти суеверны, играя особую музыку, по-особенному относятся к своим инструментам, например, они никогда не перешагивают через них, если перешагнуть, то случится несчастье.

Помимо кукольного представления, «Рамаяна» идет и в балетном спектакле. В Индонезии балет – очень молодое искусства, ему чуть более 30 лет. Образ кукол сильно повлиял на внешний вид тех же персонажей, что есть в балете. Они практически скопированы и сразу узнаваемы зрителем. В хорошую погоду декорациями представления служит индуистский храмовый комплекс Прамбанан, а в плохую - балет танцуют в закрытом помещении.


Слева: Демон, маска театра ваянг топенг. О. Ява. ХХ в. 19х14,7 см / Справа: Злой дух Бута Чакил, маска театра ваянг топенг. О. Ява. 19,5х14,5 см

Пожалуй, можно утверждать, что ваянг пурво и его разновидности, есть «прародители» почти всех видов театрального искусства Индонезии. Невозможно переоценить его влияния. Силуэтность  и стилевые решения угадываются или являют собой реплики образов героев теневого театра ваянг пурво.

И кто-то плачет, глядя на ваянгов,

Не в силах совладать с печалью, хотя

Прекрасно знает, что на сцене всего лишь

Кожаные куклы страдания изображают[4].


Слева: Маски театра ваянг топенг (вверху – Гаруда. 14х23, 5х23,7 см; внизу – демон Калика. 19х25,5 см) / Справа: Ведьма Рангда, маска мистерии «Баронг». О. Бали. Дерево, х/б ткань, конский волос, зеркальные нашивки, резьба, роспись. Маска 22х34 см, общая длина 134 см


Слева: Изображения кукол ваянг пурво на х/б ткани, батик / Справа: Персонаж из клана Кауравов, кукла театра ваянг голек. Западная Ява. Высота - 66 см


Изображения кукол ваянг пурво. Иллюстрации к тексту древнего сказания



[1] Куклы мира. Ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. М., 2008. С.21

[2] Там же

[3] Древний ваянг плоских кожаных кукол

[4] Мпу Канвой – яванский поэт, творивший в начале XI в. WAM №5. С.121

Вернуться к списку новостей