На сцене Дома Музыки Хельсинки 19 октября случился небывалый аншлаг. Выступление симфонического оркестра Финского радио под управлением маститого дирижера и композитора Эса-Пекки Салонена было посвящено юбилею выдающегося финского композитора современности Кайи Саариахо.
Прелюдией концерта послужил знаменитый квинтет Луиджи Боккерини «Ночная стража в Мадриде» в эффектной оркестровке Лючано Берио.
Дом музыки Хельсинки. Источник фото: http://amacumara.ru
Произведения Кайи Саариахо сегодня звучат во всем мире. В Хельсинки к юбилею композитора были подготовлены не только концерты, но и ряд выставок, посвященных ее жизни и творчеству.
Путь к музыке Кайи Саариахо был очень тернистым. Сначала она обучалась в Академии музыки Хельсинки у Пааво Хейнинена. В начале 1980-х годов композитор не смогла миновать искушений авангарда. И хотя многие ее сочинения пронизаны финским национальным фольклором, благоприятную почву для творчества она обрела в Германии, где активно занималась в летней композиторской школе Фрайбурга с Брайаном Фернихоу и Клаусом Хубером.
Композитор уже много лет живет в Париже. Франция стала для Кайи Саариахо второй родиной. Здесь она осуществила свои первые экспериментальные проекты в Институте музыкальных и акустических исследований (IRCAM), где Саариахо совершенствовалась в навыках электронной музыки. Примерно в то же время она открыла для себя «спектральную музыку» Тристана Мюрая. Стилевая манера этого минималиста особенным образом повлияла на композиторский язык сочинений Саариахо.
Увлечения натурфилософскими идеями и метафизическими основами бытия находят яркое отражение в творчестве Кайи Саариахо. Изощренная палитра тембров, декоративный орнамент оркестровых красок создают иллюзию универсального пространства музыкальной Вселенной Кайи Саариахо.
Поздние произведения Саариахо посвящены трагическим перипетиям женских судеб. Одной из таких горьких партитур финского классика является оратория «Страсти по Симоне Вейль» (либретто французского драматурга Амина Маалуфа). В течение всей жизни религиозная мыслительница, подвижница и мистик Симона Вейль искала искупления через страдания.
Оратория «Страсти по Симоне Вейль» продолжает своеобразную галерею драматических женских образов, представленных Кайей Саариахо в ее предшествующих опусах крупной формы: неразделенная любовь в опере «Любовь издалека»; материнская любовь, соседствующая с насилием и ненавистью в опере «Мать Адриана», борьба между работой, любовью и рождением ребенка в опере «Эмили дю Шатле».
Характерным для музыкального языка Кайи Саариахо в оратории «Страсти по Симоне Вейль» является стремление отразить звуковую субстанцию не только средствами оркестра, но и электроники, которая включена в партитуру сочинения. Певица здесь выступает еще и в роли рассказчика, что сближает ее с фигурой Евангелиста. Оратория представляет собой своего рода духовный путь, шествие на Голгофу в 15 остановках.
Эса-Пекка Салонен был первым исполнителем оратории Кайи Саариахо «Страсти по Симоне Вейль». Премьера состоялась в 2006 году в Лос-Анджелесе, а затем в Швеции на Стокгольмском фестивале стран Балтийского моря.
Эса-Пекка Салонен: «Кайя Саариахо один из самых крупных композиторов нашего времени. Ее стиль глубоко оригинален, и в то же время ярко индивидуален, его можно моментально узнать по первым секундам звучания. Кайя невероятно талантлива. Мы знаем друга много-много лет ведь мы вместе учились, и я хорошо чувствую ее манеру и стиль. Мы сотрудничаем на протяжении всей ее карьеры, и для меня Кайя является одним из самых важных творческих партнеров среди композиторов. Я надеюсь, что наше сотрудничество продлится еще долгие годы. Оратория «Страсти по Симоне Вейль» входит в число главных, центральных сочинений творчества Саариахо. Лично для меня это произведение одно из самых глубоких и важных за последние десятилетия в ораториальном жанре. Эта музыка глубока и прекрасна».
В свою очередь, Кайя Саариахо доверяет большинство премьер своих крупных сочинений Эса-Пекке Салонену. В Хельсинки, где состоялось первое в Финляндии исполнение оратории «Страсти по Симоне Вейль», Кайя приехала за несколько дней до концерта. Вместе с камерным хором из Тапиолы (хормейстер Хану Норьянен) и симфоническим оркестром Финского радио под управлением Эса-Пекки Салонена она приняла активное участие в аудиозаписи оратории.
Кайя Саариахо: «Эса-Пекка Салонен был первым исполнителем многих моих оркестровых сочинений. Он знаком с моей музыкой с тех времен, когда мы оба были студентами. Салонен осуществил много записей моих произведений, и сегодняшний концерт в Хельсинки не исключение. Я очень довольна нашим содружеством. Он смотрит в ноты и очень быстро все понимает, потому что уже изучил особенности моего оркестрового письма, знает мои излюбленные приемы. «Страсти по Симоне Вейль» - очень важное, этапное для меня сочинение, и я счастлива, что оно будет исполнено и записано в Хельсинки. Оратория очень схожа с жанром страстей, пассионов, связанных с жизнью французского философа Симоны Вейль».
В партии Симоны Вейль выступила американское сопрано Дон Апшоу. Ее исповедальные монологи о житии религиозной отшельницы чередовались с монолитными хоровыми эпизодами. В зале стояла гробовая тишина. Видеопроекция хроники жизни Симоны Вейль сопровождалась лапидарным звучанием оркестра Финского радио. Эса-Пекка Салонен очень точно выстроил архитектонику пассионов Саариахо. Оформление сценической визуализации было поручено французскому композитору Жану-Батисту Барьеру (супругу Кайи Саариахо).
Хельсинкская публика приветствовала сочинение овацией. Автора и дирижера несколько раз вызывали на сцену. После концерта композитор еще долго оставляла автографы в фойе Дома Музыки в только что вышедшей на финском языке монографии о ее творчестве.
Виктор Александров, Хельсинки (Финляндия), радио «Орфей»