Знаменитый маэстро Пааво Ярви, один из сыновей патриарха эстонской дирижерской школы Неэме Ярви, провел очередные концерты в городах Германии с коллективами, которые он возглавляет - Камерным филармоническим оркестром Бремена и оркестром Франкфуртского радио.
Пааво Ярви составляет свои программы по принципу контраста, в них всегда чувствуются тонкость, изящество, оригинальный вкус и универсальность идей. График концертных выступлений у дирижера очень интенсивный, ему приходится поддерживать концентрацию и распределять силы между несколькими известнейшими коллективами Германии и Франции.
Камерный филармонический оркестр Бремена особенно дорог Пааво Ярви, здесь есть своя удивительная гармония, по-особому домашняя атмосфера музицирования.
Пааво Ярви: «В Бременском оркестре играют только единомышленники. Мы вместе с артистами решаем интерпретацию сочинения, находим много новых идей в партитурах. Для меня это особая ситуация. Я привык дирижировать большими коллективами, в которых музыканты прекрасно понимают, что дирижер будет делать. А здесь я себя свободно ощущаю камерным артистом, соучастником процесса. Возможность импровизаций является неотъемлемой частью моей работы с бременскими коллегами. Каждый раз мы стремимся обнаружить нечто новое, непохожее на предыдущие репетиции и концерты».
Среди новых программ Камерного филармонического оркестра Бремена - концерт с британским виолончелистом Стивеном Иссерлисом, который самозабвенно исполнил Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана. Искусное владение инструментом, необычайно броская и импульсивная манера игры ярко проявились в романтической интерпретации Иссерлиса, виолончель которого растворялась в роскошном аккомпанементе Бременского оркестра под управлением Пааво Ярви.
Ярким украшением вечера стала Симфония №100 «Военная» Йозефа Гайдна, входящая в цикл известных Лондонских симфоний. Название определяет дух музыки этого сочинения, насыщенного множеством сигналов и фанфар. Симфония пронизана маршевыми ритмами, энергией и стремительностью.
В этом сочинении Гайдн использует ударные инструменты военного оркестра (треугольник, тарелки, большой барабан). Особенно импозантно смотрелись музыканты группы ударных в исторических костюмах солдат, которые вначале чинно расхаживали по партеру на глазах у изумленных зрителей, а затем эффектно поднимались на сцену и постепенно примыкали к оркестровому составу.
Пааво Ярви подчеркивает оптимизм, жизненную энергию и солнечный свет музыки Гайдна, отчего сочинение приобретает новое, современное звучание. Свобода мысли, непосредственность и мобильность отличают игру музыкантов Бременского оркестра, к какому бы сочинению они не обращались. Яркий тому пример открывшая вечер оркестровая пьеса эстонского композитора-поставангардиста Эркки-Свен Тююра «Действия Страсти Иллюзии» (Action Passion Illusion). Сочинение, написанное в 1993 году для струнного оркестра, поражает мозаичностью фактуры, дерзновенным музыкальным языком и острыми диссонирующими гармониями.
С симфоническим оркестром Франкфуртского радио Пааво Ярви выступил спустя несколько дней на сцене Alte Oper во Франкфурте, а затем и на гастролях в Эссене. В концертном зале Филармонии прозвучали произведения В.А.Моцарта и А.Шёнберга в рамках проекта «Экспедиции в классику».
Концерт отличался яркой просветительской направленностью: перед его началом дирижер, музыканты оркестра и солистка вместе с ведущим активно обсуждали детали произведений предстоящей программы и представляли их фрагменты публике.
В Концерте для кларнета с оркестром В.А.Моцарта солировала израильская кларнетистка Шарон Кам, которая заменила внезапно заболевшего немецкого кларнетиста и композитора Йорга Видмана. Спешная замена никак не отразилась на качестве исполнения. Напротив, ознакомиться с исполнительской трактовкой Шарон Кам моцартовского шедевра было особенно приятно. Ажурные сплетения фраз, чистота и ясность звучания упоительных кларнетовых соло гармонировали с общей музыкальной тканью оркестрового аккомпанемента.
Кульминацией программы стало исполнение ранней симфонической поэмы Арнольда Шёнберга «Пеллеас и Мелисанда», навеянной образами символисткой драмы М.Метерлинка.
Перед началом концерта Пааво Ярви намеренно очертил круг тем и лейтмотивов сочинения Шёнберга: упомянув о тристановом аккорде, из которого произрастает интонационная фабула опуса нововенца, дирижер затем попросил музыкантов оркестра Франкфуртского радио сыграть основные темы произведения. В аскетичной интерпретации Пааво Ярви «Пеллеаса и Мелисанды» Шенберга доминировал сгущенный колорит мрачных настроений и эмоций. Произведение захватывало от первой и до последней ноты своим драматическим накалом и фатальной силой.
Пааво Ярви: «В этом эффектном сочинении Шенберга невероятная палитра оттенков и красок. Для меня особенно приятно играть здесь в Эссене с моим Франкфуртским оркестром австрийскую программу. Ведь музыку Шенберга музыканты чувствуют очень интуитивно, мы уже записали «Пеллеаса и Мелисанду» в Alte Oper Франкфурта.
Еще Густав Малер невероятно ценил творчество своего современника, за несколько месяцев до смерти он сказал свой жене Альме: «Я его музыку плохо понимаю, но я знаю, что он великий». Особенно я придаю значение этим провидческим словам Малера на примере абсолютного шедевра Шенберга «Пеллеас и Мелисанда».
Благосклонный прием чопорной немецкой публики был вполне ожидаем, люди внимательно слушали произведение романтического периода Шенберга, всецело погружаясь в стихию образов символистского полотна Метерлинка.
Виктор Александров (Бремен Эссен, Германия)