Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» становится одной их визитных карточек как Московской филармонии, так и композиторского искусства рубежа веков. Три дня, в которые укладывается программа фестиваля, насыщена, интересна, своеобразна и представляет самый широкий спектр современной музыкальной ситуации. А ситуация, по всему, и сложная, и спорная, и крайне неоднозначная. С одной стороны, вот уже лет 40-50 музыка не знает ни одного радикального прорыва и достижения, открывшего бы новые, ранее неведомые её горизонты и масштабы. С другой, благодатное время остановиться, не особо тяготиться заботой о перманентной новации, время более спокойного и несуетного понимания и переосмысления многовекового музыкальное прошедшего. Время, когда музыкальная культура перестаёт, наконец, быть местом идеологических, политических, эстетических и всяких прочих сражений и битв, а создаёт новую модель культурного пространства, предполагающую как новую действительность, так и новую соотносительность. Сегодняшняя историческая дистанция позволяет непредвзято оценить многие антагонистические стратегии искусства предыдущих эпох. Всё реже употребляется термин авангардное или андеграундное, всё чаще альтернативное, другое, актуальное искусство.

С этих позиций «Другое пространство» как нельзя более вписывается и соответствует теперешнему положению музыкальных дел и вещей. Концепция фестиваля продумана (и построена) таким образом, что в её обширной композиционной тематике трудно выделить что-то главное, основное, превалирующее и что-то побочное, косвенное, второстепенное. Музыка фестиваля – единый гомогенный музыкальный массив, в который органически вплавлена вся композиторская современность: от классического авангарда до новых радикалов, от имён громких и звонких до малоизвестных и только себя обретающих. Пожалуй эта музыкальная цельность и единость и станет самым важным открытием трёх дней нашего фестиваля. Приходите – с 7 по 9 декабря в Московскую филармонию, посетите Концертный зал им. Чайковского, Камерный зал филармонии и фойе КЗЧ и убедитесь сами: современная музыка – не нечто противоречивое и взаимоисключающее, но, при всём разнообразии, обнаруживает некую общую, неразрывную музыкальную составляющую.

Хотя разнообразия будет вдоволь! Тут и классика XX столетия ушедшая: Веберн, Ксенакис, Кейдж, Лигети, Фелдман, Такемицу, и классика, ныне здравствующая и живущая: Шаррино, Саарьяхо, Кефалиди, и как всегда неожиданные поляки: Винао, Духновский, Зубель, Купчак, и те, чьё творчество всегда интересно и неординарно: Капырин, Щетинский, Шмотова, Янов-Яновский, Сафронов, Пайбердин, Пилютиков, Зятьков, Сюмак, Маноцков, Желтышева, и те, с кем композиторское будущее связывает и надежды и иллюзии: Бочихина, Дорохов, Попов, Хубеев, Акбалькан, Ким. Выбор, как видите, широк и качественен, поэтому, сложно будет промахнуться с концертом и попасть на что-то маловразумительное или банальное.

Ещё одна фестивальная фишка: блистательное созвездие исполнителей и ансамблей, создавших собственную традицию исполнения современной музыки. Ансамбли вроде Ударных инструментов под управлением  Марка Пекарского, «Академии старинной музыки», «Студии новой музыки», Московского ансамбля современной музыки или Гам-ансамбля. Нет, это даже не фишка, а знак качества для любого фестиваля. Плюс замечательные коллективы из Бельгии, Польши, Украины и Новосибирска. И каждый со своей спецификой, колоритом и пониманием нового искусства. Ну и каким-то исполином выглядит здесь Госоркестр России им. Е. Светланова, в исполнении которого прозвучит самое что ни на есть избранное из музыки XX века. 

Наконец… а возможно, не наконец, а самое основное: «Другое пространство», прежде всего, другое пространство для зрителя. Пространство, где во многом стирается грань между залом и сценой, и где зрителю позволяется не только смотреть и слушать, но и высказываться, обсуждать, дискутировать. Кажется, именно на «Другом пространстве» возникает новая тенденция слушания современной музыки: когда каждый зритель получает право на собственное пусть даже и предельно субъективное мнение, когда у каждого появляется шанс на свои 15 минут славы, на свои 15 минут микрофона, на свои 15 минут критики и оценки. (15, конечно, явный перебор и более экивок Уорхолу, но вот 5 минут – без вопросов.) 

Нынешний фестиваль – третий по счёту. Начинался он в марте 2009 в Камерном зале и «Трюме Мейерхольда», и вот дорос до центрального филармонического зала. Нет предела признательности дирекции, администрации, художественному составу Московской филармонии за поддержку не только не самого коммерческого проекта. Благодаря данной инициативе Московская филармония становится одним из центров современной музыки, вплоть до самых её радикальных и экстремальных проявлений.

Впрочем, что это – радикально-экстремальные проявления? Что, как не попытка поиска и нахождения неких универсальных формул искусства. А это, как известно, не имеет никакого практического значения. Но, опять же, с одной стороны. А с другой, приводит к парадоксальным смыслообразованиям в культуре.

Словом, запоминайте: с 7 по 9 декабря, Московская филармония, лучшие её площадки, по нескольку концертов в день, неожиданные концертные «концептуальности» (чего стоит проект «Детский альбом – 130 лет спустя», смысл которого в том, что каждый композитор пишет и обрабатывает по своему определённые пьесы из «Детского альбома» Чайковского),  самые разные лики современной музыки, самые разные её толкования в исполнении ведущих мастеров... и открытый микрофон, доступ к которому будет у каждого. 

Рауф Фархадов


Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Вернуться к списку новостей