31 октября в Концертном зале имени Чайковского в рамках российско-швейцарского фестиваля «Culturescapes-2012» Московская филармония представляет концерт Базельского симфонического оркестра под управлением Дэнниса Рассела Дэвиса. Ценителей музыкального авангарда привлечёт российская премьера написанной специально для фестиваля вокально-симфонической фантазии «Magnum Mysterium» Александра Раскатова.
Базельский симфонический оркестр давно завоевал репутацию одного из ведущих оркестров Швейцарии, о его международном признании свидетельствуют разнообразные маршруты гастролей, а также обширная дискография и престижные награды, которыми были удостоены записи коллектива. Многие авторитетные дирижёры современности сотрудничали с оркестром. А когда в 2009-м Базель-симфони возглавил известный американский дирижёр и пианист Дэннис Рассел Дэвис, известный своим пристрастием к авангарду, то Базельский симфонический стал одним из наиболее признанных в Европе интерпретаторов современной музыки.
Репутацию одного из самых неординарных и экспериментирующих дирижеров Д.Р. Дэвис завоевал своими интерпретациями музыки самых разных современных композиторов, среди которых Лучано Берио, Аарон Копленд, Ханс Вернер Хенце, Филип Гласс, Майкл Найман, Джон Кейдж. В 1980-м за запись сюиты А.Копленда «Весна в Апалачах» с Камерным оркестром Сент-Пола (США) дирижёр был удостоен премии «Грэмми» за лучшую запись камерной музыки. Стремясь пропагандировать новое музыкальное искусство, Д.Р. Дэвис стал в 1997 году одним из основателей Оркестра американских композиторов единственного в своём роде симфонического коллектива, специализирующего на современной музыке США. Новое в искусстве стало приоритетом и его репертуарной политики с Бруклинским филармоническим оркестром.
Взлет европейской карьеры Д.Р. Дэвиса связан с руководством Штутгартской оперой (1980-1987), где большой резонанс имели его постановки сочинений американского авангардиста Филиппа Гласса. Затем дирижёр возглавлял оркестр Бетховенхалле в Бонне, симфонический оркестр Венского радио, Брукнеровский оркестр Линца. Утвердившись в репутации дирижёра-авангардиста, Д.Р. Дэвис, однако, регулярно поражает меломанов интереснейшими и глубокими обращениями к классике, среди которых один из самых масштабных и резонансных антология из 37 дисков с записью всех 107 симфоний Й. Гайдна, осуществлённая в рекордные сроки (за год с небольшим) со Штутгартским симфоническим оркестром и выпущенная в 2009-м.
В московском концерте со своим Базельским симфоническим оркестром, Дэннис Рассел Дэвис также отдаст дань классике, обратившись к Торжественной увертюре «1812 год» П.И. Чайковского. Но основную часть программы составит музыка современности. Совместно с Юрием Башметом будет исполнен посвящённый ему Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, ставший едва ли не самым известным опусом композитора, благодаря удивительной музыке медленной части. В работе над записью Девятой симфонии Шнитке Д.Р.Дэвис познакомился и с композитором Александром Раскатовым. Ему была доверена расшифровка и окончательная редакция последней, Девятой симфонии Шнитке. Теперь на московском филармоническом концерте музыка Раскатова будет откликаться на звучание Альтового концерта Шнитке.