В октябре Московский Дом Фотографии отмечает свое 16-летие и дарит всем любителям современного искусства великолепные выставки! «Россия. ХХ век в фотографиях», культовый американский фоторепортер Уиджи, один из самых влиятельных фотографов ХХ века Роберт Франк и знаменитый британский скульптор Марк Куинн с первой персональной выставкой в России – спешите видеть в октябре в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке!..


«Россия. ХХ век в фотографиях»

3 октября – 8 ноября

Выставкой «Россия. ХХ век в фотографиях. 1918-1940» музей «Московский Дом фотографии» открывает праздничный октябрь – месяц празднования 16-летия музея.

Время глобальных мировых конфликтов и перемен ставит задачи осмысления и осознания истории страны, в которой живешь. Уникальный мультимедийный проект музея «Московский Дом фотографии» – «Фотоархивация Российской истории» – призван воссоздать достоверный образ событий и персонажей реального исторического процесса. Часть проекта, помимо создания интерактивного сайта, – публикация четырехтомного издания «Россия. ХХ век в фотографии» – засвидетельствует с документальной очевидностью и фотографической фатальностью атмосферу, быт, катастрофы и войны минувшего века.

Во втором альбоме представлены работы мастеров фотоискусства первой половины ХХ века, среди которых Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Иван Шагин, Владислав Микоша, Михаил Прехнер, Георгий Зельма. Это фотографии из собраний музея «Московский Дом фотографии», Государственного архива РФ, Российской Государственной Библиотеки, Государственного музея политической истории России, Государственного центрального музея им. А.А.Бахрушина, Российского государственного архива кинофотодокументов, Союза фотохудожников России, а также частных коллекций и семейных архивов.

В книге собраны самые разные сюжеты и лица: император Николай II с семьей в Тобольске, гражданская война, рождение конструктивизма и Константин Мельников, НЭП, похороны Ленина и сооружение мавзолея, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн, Леонид Утесов, Михаил Булгаков, строительство Днепрогэса, принятие Генплана Москвы в 1935 году, визит в Россию Бернарда Шоу и многое другое. Четырехчастное строение книги позволяет создать кинематографический дайджест глав (1918-1922, 1923-1928, 1929-1934, 1935-1940), фотографии снабжены историческими комментариями и справками в конце издания, а полиграфическое увеличение фрагментов снимков позволяет рассматривать и созерцать детали обстановки, быта, лиц.

Проект «Фотоархивация Российской истории» сегодня существует не только в печатном формате, но и как специальный интернет-портал www.russiainphoto.ru. Здесь пользователи могут ознакомиться с архивными снимками (для удобства поиска они разделены на тематические группы, такие как Транспорт, Архитектура, Фабрики, Застолье, Праздники, Мода и т.д.), добавить свои фотографии, атрибутировать изображения и составить собственную виртуальную выставку из любимых снимков.  Это возможность для каждого дополнить наше прошлое, запечатлеть историю дня сегодняшнего, которая обязательно будет кому-то нужна, так же, как нам нужны фотографии тех, кто жили до нас.

Роберт Франк. «Фотографии из коллекций музея фотографии города Винтертур  и Швейцарского фотографического фонда»

10 октября – 25 ноября

МАММ представляет первую в России масштабную персональную выставку одного из самых влиятельных фотографов ХХ века Роберта Франка. В экспозицию вошли около 120 снимков, отражающих все этапы творческого пути мастера – работы 1940-х годов, созданные в Швейцарии; серия фотографий Перу (1948 г.); снимки из рукотворной книги «Черное, белое и прочее» (Париж, Испания, Италия, Англия/Уэльс); фотографии из фотобестселлера «Американцы» (The Americans)  и снимки США конца 1950-х; а также кадры и контрольные листы из фильмов и большое количество «поляроидов». Помимо фотографий будут представлены наиболее важные альбомы Роберта Франка - несколько изданий The Americans (предисловие к которому написал Джек Керуак), US Camera Annual 1958 и «Линии моей руки» (The Lines of My Hand) 1972.

Уиджи. «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес». Фотографии из коллекции Жана Пигоцци

10 октября – 16 декабря

Уиджи (настоящее имя Артур Феллиг), звезда американской и мировой фотографии, начинал карьеру фотографа с работы внештатного репортера для различных изданий и прославился снимками хроники криминальных происшествий в Нью-Йорке.

Возможно, именно во время работы в мире преступников и полицейских за ним закрепился псевдоним Уиджи – фотограф умудрялся прибывать на место происшествия раньше хранителей правопорядка, за что получил прозвище «предсказатель» (в то время популярностью пользовалась игра (Ouija), по правилам которой нужно угадывать ходы).

На самом же деле секрет его провидческого дара заключался в том, что Уиджи первый среди репортеров получил разрешение установить полицейское радио-оборудование  в своей машине – настоящей походной лаборатории. В ней он узнавал о пожарах, убийствах, затем выезжал на задание и в ней же проявлял и печатал отснятый материал. Однако  Уиджи стремился не только задокументировать реальность криминального Нью-Йорка, но раздвинуть границы жанра и создать свой образ города – terra incognita, сравнимый с непревзойденным секретным  Парижем Брассая (неслучайно Уиджи называют «американским Брассаем»).

Уиджи, который, прикрываясь циничной маской фотографа, всего лишь выполнял заказы нью-йоркской полиции, по сути раздвинул рамки социального репортажа, столь популярного в американской фотографии с 20-х гг. XX столетия – в отличие от Уолтера Эванса его интересовали не «типичные представители» того или иного среза американского общества, а моменты предельно напряженной эмоциональной артикуляции индивидуальной психологии. Неважно, идет ли речь о маргиналах Нью-Йорка или звездах Голливуда, в котором Уиджи работал и как фотограф, и как кинематографист.

Несмотря на то, что Уиджи позиционирует себя как предельно реалистичный репортер, во всех его работах, будь это фиксация криминальной хроники, кадры из бара «У Сэмми» или фото голливудских звезд, всегда была магия, проявлявшая так называемую другую реальность, которую так ощущали сюрреалисты, например Брассай.

Начиная с голливудского периода Уиджи много и серьезно работает формальными пластическими опытами, используя виды искажения и дублирования и другие приемы пластической трансформации образа. Среди его героев неслучайно появляются Сальвадор Дали или Энди Уорхолл, который, кстати, был большим поклонником Уиджи.

Выставка в МАММ представляет работы из одной из крупнейших коллекций фотографий Уиджи в мире – собрания Жана Пигоцци, которому музей выражает благодарность.

Марк Куинн. «Большое колесо продолжает вращаться»

26 октября – 16 декабря

Впервые в России – грандиозная персональная выставка всемирно известного британского художника и скульптора Марка Куинна. Лучшие работы одного из самых ярких участников арт-группы Young British Artists, признанного лидера современной британской и мировой художественной сцены – этой осенью в МАММ.

На выставку в Мультимедиа Арт Музей будут привезено более 60 работ Марка Куинна – скульптуры, крупноформатная живопись, мультимедийные инсталляции, созданные в разные годы и представляющие весь спектр творчества художника. Среди новых произведений – Life Breathes the Breath (2012), The origin of the World (2012), Vice as an object of Virtue (2010), Stealth Kate (2010); гиперреалистичная живопись из серии The Eye of History – картины, изображающие человеческий глаз и напоминают то ли бездонные океанские глубины, то ли далекие галактики.

Марк Куинн (р. 1964), как и другие «молодые британские художники» (Дэмиен Херст, братья Чэпмен, Трэйси Эмин), экстравагантный и смелый в своих творческих методах. В 1991 году в течение пяти месяцев он собирал и замораживал собственную кровь, чтобы сделать из нее слепок своей головы – скульптурный автопортрет «Я». В 2000 году специально для Миуччи Прада он создал уникальный замороженный сад в миланском Fondazione Prada. В 2005 году на пьедестале Трафальгарской площади он установил памятник беременной художнице-инвалиду Элисон Лаппер. В 2008 году Куинн представил 50-килограммовую золотую статую британской топ-модели Кейт Мосс, изогнувшейся в позе йоги.

Излюбленные материалы Марка Куинна – мрамор, воск, плоть, человеческие скелеты, туши животных, золото. Художник виртуозно комбинирует искусство и науку, исследует человеческие и природные формы, обыгрывает ситуации жизни и смерти, красоты и уродства, сиюминутности и вечности. 



>>> Официальный сайт Мультимедиа Арт Музея: http://mamm-mdf.ru/

>>> Руководитель пресс-службы музея «Московский дом фотографии» и Мультимедиа Арт Музея Юлия Короткова в программе «Не из той оперы»

Вернуться к списку новостей