4 октября в «Новой Опере» состоится премьера оперы Рихарда Штрауса «Каприччио».
Опера «Каприччио» никогда не исполнялась в России, и её постановку можно считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый молодым режиссёром Аллой Чепиногой, выиграл грант «Открытая сцена» - организации, созданной Департаментом культуры Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства.
Музыкальный руководитель постановки - Валерий Крицков. Предыдущая совместная работа А. Чепиноги и В. Крицкова - оперный триптих «Голос женщины» - идёт на сцене «Новой Оперы».
Оформление спектакля осуществил главный художник театра Виктор Герасименко.
«Каприччио» (1941 г.) - последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижёра Клеменса Краусса, написанное с участием композитора, по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и музыкальных шуток произведение автора, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства (Штраусу было 77, когда он закончил «Каприччио»). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нём поэта и композитора.
Главный вопрос, который заключён в «Каприччио»: что в опере важнее - слова или музыка? Разрабатывая идею, композитор писал либреттисту: «Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гёте), или только музыка без слов (Моцарт)».
Спектакль включает различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, игру струнного секстета и даже балет. Одной из главных героинь спектакля станет живая собачка.
В «Каприччио» цитаты и намёки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и самого Штрауса.