В эти дни продолжаются европейские гастроли Будапештского фестивального оркестра под управлением Ивана Фишера. В Германии на сцене Дортмундского Концертхауса венгерские музыканты выступили с программой из сочинений Белы Бартока и Густава Малера.
Будапештский фестивальный оркестр ведет свою историю с 1983 года. Основателями коллектива стали известные венгерские музыканты Иван Фишер и Золтан Кочиш.
В российской столице Будапештский фестивальный оркестр три года назад вместе с Фишером выступал в Колонном зале Дома Союзов в рамках фестиваля симфонических оркестров мира.
Ивана Фишера хорошо знают в Германии, он часто бывает там с концертами и с недавних пор возглавил оркестр Берлинского Концертхауса.
С Будапештским фестивальным оркестром у Фишера сложилась теплая и дружеская творческая атмосфера. Этот оркестр необычайно гибок и пластичен в звучании. Иван Фишер с годами культивировал звучание и укрепил исполнительские традиции Будапештского фестивального оркестра.
Иван Фишер: «Само по себе слово фестиваль означает праздник праздник, который мы дарим на каждом концерте. Основанная наша задумка заключается в том, чтобы всякий концерт, который исполняется в нашем составе, всегда был праздником для слушателей и самих артистов, чтобы он никогда не был рутинным. Я хотел бы, чтобы мой оркестр исполнял в определенном смысле представительные венгерские вещи, например музыку Белы Бартока.
Барток был очень фантастичный человек. В годы своей юности он, можно сказать, причислял себя к числу венгерских националистов. И потом, в какой-то момент своего жизненного пути он очень резко изменил свои позиции. Композитор почувствовал, что настало время стать космополитом. Его сердце питала мысль о том, чтобы была реальная дружба между разными народами, которые живут по соседству».
Кроме Дортмунда Будапештский фестивальный оркестр услышат в Париже, Братиславе, Варшаве и Брюгге.
Но, вернемся к программе немецкого выступления. В Первом концерте Бартока солировал венгерский скрипач-виртуоз Джозеф Лендвай. Томное звучание скрипки, ровный и мягкий звук, прелестная кантилена очаровали с первых тактов колористической партитуры Бартока.
В музыке Первого скрипичного концерта, созданного композитором в 1908 году преобладают фольклорные мотивы, уже в тот период Барток тесно соприкоснулся с миром крестьянской песенности. Концерт посвящен скрипачке Штефе Гейер, современнице Бартока.
Действительно, пожалуй, лишь только венгерские музыканты, у которых эта музыка в крови, способны донести до слушателя ту необходимую пеструю гамму эмоций и настроений. Все это присутствовало в фантастической игре Джозефа Лендвая с чутким аккомпанементом Будапештского фестивального оркестра во главе с Иваном Фишером.
Кульминацией программы вечера стало великолепное исполнение Пятой симфонии Густава Малера. Записи симфоний австрийского композитора с участием Будапештского фестивального оркестра под руководством Ивана Фишера сейчас приобретают все более широкий резонанс в музыкальном мире. Действительно, интерпретации Фишера малеровских симфоний отличают: повышенная рефлексия чувств, мощная энергетика и безукоризненное, точное следование авторскому тексту, форме и темповой драматургии цикла. Поэтому, никаких спонтанных и ложных откровений: только музыка в ее чистом виде, только то, что написано самим Малером.
Наблюдая за пластичными движениями рук Ивана Фишера и чувствуя его эмоциональные посылы к преданным ему музыкантам оркестра, как бы невольно соучаствуешь в подобном процессе и постепенно склоняешься к мысли о том, что с Малером-дирижером их многое сближает.
Иван Фишер скрупулезно распределил все нюансы и детали сложнейшей симфонической фрески Малера. Похоронные процессии, плачи, танцевальные ритмы, национальный фольклор все это очерчено предельно ярко и выпукло, вынесено дирижером на первый план.
И даже обманчивый калейдоскоп мотивов безудержного рондо-финала Пятой Малера не отпускал внимание слушателей Дортмундского Концертхауса, которые по окончании симфонии устроили венгерским музыкантам и Ивану Фишеру продолжительные овации.
Источник фото: http://www.bfz.hu/en
Виктор Александров, Дортмунд (Германия) специально для р/ст «Орфей»