18 сентября в Бетховенском
зале Большого театра состоится концерт
Мирей Деленш (сопрано, Франция) и
оркестра Pratum Integrum. Произведения будут исполнены на исторических
инструментах. В программе французская музыка эпохи барокко: арии и
инструментальные пьесы из опер Жан-Филиппа Рамо, кантата Луи-Николя Клерамбо
«Солнце, побеждающее облака», соната Ж.-Ж. Кассанеа де Мондонвиля.
Мирей Деленш блистательная французская певица,
лирическое сопрано. Известна как исполнительница с необычайно широким
кругозором: ее репертуар простирается от Монтеверди и Рамо до Вареза,
Даллапикколы и ныне живущих авторов, причем в это множество входят и
Чайковский, и Моцарт, и Яначек, и Берлиоз, и Рихард Штраус. Как правило,
критики восхищаются не только ее голосом, нежным и в то же время сильным, но и
ее тонкой артистичностью, «редким умением исполнить роль в своем стиле» (Opera Cake, 2010).
Гастролируя по Европе, она выступала в самых разных
городах от Копенгагена до Мадрида, включая Вену и Зальцбург, Амстердам и
Антверпен, Брюссель и Женеву, Тур, Лондон и многие другие. В La Scala
она спела Мелизанду, в Лионе и Лозанне исполнила, например, все четыре женские
роли в «Сказках Гофмана», в Страсбурге имела большой успех в роли Феодоры в
одноименной оратории Генделя в постановке Питера Селларса. На ее счету
множество ролей в Парижской опере (Электра в «Идоменее» Моцарта, Луиза в
одноименной опере Шарпантье, Эльза в «Лоэнгрине» и др.), с 1998 года она
регулярно появляется на фестивале в Экс-ан-Провансе, несколько лет плодотворно
сотрудничает с театром в Бордо, где в 2013 году исполнит главную роль в
«Саломее» Штрауса.
Она выступала и записывалась с такими легендарными
дирижерами, как Марк Минковски, Филипп Херревеге, Уильям Кристи, Жан-Клод
Казадезюс, Мишель Плассон, Рикардо Шайи; многие ее записи вызвали живейший
отклик, получили всевозможные награды и уже стали своего рода классикой.
Певица известна как ярчайшая исполнительница музыки
французского барокко и в Москве представит именно этот репертуар. Можно будет
услышать, например, виртуознейшую арию аллегорической Фолии (то есть,
Сумасбродства) из «Платеи» Рамо. В этой роли Мирей произвела фурор в 2002 году
в Парижской опере, с тех пор ария стала одним из ее коронных номеров.
Часть сочинений в этот вечер прозвучит в России впервые,
например кантата Луи-Николя Клерамбо «Солнце, побеждающее облака», написанная
в 1721 г. по случаю выздоровления короля Людовика XV
(которому в то время было 11 лет). Сюжет ее аллегоричен, и текст трудно читать
без улыбки: персы с восхищением наблюдают восход солнца и поют ему хвалу, но
внезапно набегают облака, превращая день в пугающую ночь; к счастью,
взволнованные мольбы услышаны: потоки света рассеивают тьму, и светило вновь
является во всем своем блеске.