До 19 сентября в Санкт-Петербурге проходит XV Международный фестиваль старинной музыки «Earlymusic». Фестиваль «Earlymusic» через музыку барокко, Ренессанса, Cредневековья и классицизма в аутентичном исполнении связывает современное культурное пространство России c европейскими истоками, Европу с другими культурами: персидской, японской, османской, китайской. Фестиваль представляет музыкальные традиции народов России и возрождает забытую придворную музыку XVIII века, музыку русской усадьбы. Партнер фестиваля Капелла «Таврическая» творческое содружество музыкантов, включающее Международный симфонический оркестр, Молодежный камерный хор «Петербургские голоса», Российский роговой оркестр, ансамбль старинной барочной музыки «Солисты Екатерины Великой» создавалась по образу и подобию коллектива, служившего некогда князю Григорию Александровичу Потемкину.
Капелла учреждена Межпарламентской ассамблеей государств участников СНГ и компанией «Арт-Ассамблеи» к 220-летнему юбилею Таврического дворца памятника русской архитектуры XVIII века, строившегося как загородная резиденция князя Потемкина, который был вдохновителем концертных и театральных действ, вписавших яркую страницу в культурную жизнь России времен Екатерины Великой.
10 сентября в Шереметевском дворце пройдет концерт-лекция по традиционной теме фестиваля «Earlymusic» возвращение забытой русской музыки XVIII века. Исследователь забытой музыки, виолончелист Павел Сербин художественный руководитель оркестра «Pratum Integrum», представит программу музыки, звучавшей при дворе графа Николая Петровича Шереметьева. Концерт посвящен трехсотлетию Шереметьевского дворца.
11 сентября в Государственной академической капелле московский барочный оркестр «Pratum Integrum» представит программу «Stylus phantasticus». Иоганн Маттезон, музыкальный теоретик XVIII века, относил к stylus phantasticus («фантазийному стилю») импровизационные пьесы, в которых композитору дозволялось не соблюдать никаких правил. Цель концерта показать, насколько разнообразными были стилистические эксперименты в музыке, созданной в немецких землях до Баха.
12 сентября в Государственной академической капелле ансамбль из Бордо «Sagittarius» представит музыку времен Людовика XIV, а комедиант Тьерри Пото будет читать сочинения Лафонтена в аутентичной французской риторике.
16 сентября День в Гатчине. Он будет посвящен фламандскому композитору Яну Свелинку.
В 12.00 в Мраморной столовой Гатчинского дворца состоится лекция Симона Грота, голландского исследователя творчества Свелинка, и концерт клавесинной музыки Свелинка.
В 13.30 у Березового павильона событием дня будет концерт русской аутентичной инструментальной крестьянской музыки в исполнении ансамблей СКМ (Санкт-Петербург) и «Репей» (Москва). В концерте будут звучать редкие инструменты кугиклы, российский аналог флейты-пана.
В 16.00 в Мраморной столовой лекция Григория Каганова «Падающие звёзды» о фламандском художнике Яне Ливенсе из Лейдена, соученике и ближайшем приятеле конкуренте Рембрандта.
В 17.00 в Белом зале дворца концерт голландского ансамбля «Hemony» под руководством Симона Грота с вокальной музыкой Яна Свелинка и его учеников.
18 сентября в Меншиковском дворце состоится концерт древней китайской музыки. Лиу Фанг (Liu Fang), известная как виртуоз игры на древних китайских инструментах пипе и гучжэн, исполнит музыку, возраст которой достигает иногда нескольких тысяч лет.
19 сентября в Государственной академической капелле фестиваль завершится программой «Музыка французского сада». Выступят Хьюго Ренн (флейта, гобой) и Джеффри Томсон (тенор) в сопровождении ансамбля «Солисты Екатерины Великой». Концерт будет посвящен красоте французского сада, запечатленной в музыке. Также прозвучит французская и русская поэзия 17-го и начала 18-го веков в аутентичном исполнении.