Серия фортепианных вечеров на петербургском фестивале «Звезды белых ночей» продолжилась феерическим сольным клавирабендом Алис Сары Отт молодой немецкой пианистки с японскими корнями в Концертном зале Мариинского театра.
В тринадцать лет Алис Сара Отт была названа «самым перспективным исполнителем» на международном конкурсе пианистов в Хамамацу, а спустя два года, будучи самой молодой участницей Международного фортепианного конкурса Сильвио Бенгали, получила первую премию.
Алис Сара Отт сотрудничает с лучшими оркестрами Европы и Америки, выступает в престижных залах мира с сольными и камерными программами. Игре немецкой пианистки рукоплещут десятки тысяч слушателей со всего мира, ею восторгаются критики. Запись произведений Шопена, сделанная в октябре 2010 года, принесла ей награду «Лучший молодой исполнитель года» на церемонии Klassik Echo Awards. А в августе 2011 года вышел диск Отт с фортепианными сонатами Бетховена, высоко оцененный экспертами и любителями музыки.
В Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра Алис Сара Отт записала новую сольную программу из произведений В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и М. Мусоргского для лейбла Deutsche Grammophon, эксклюзивной артисткой которого пианистка является с 2008 года.
Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью Алис Сары Отт, которое пианистка дала корреспонденту радио «Орфей» Виктору Александрову в дни своих выступлений на фестивале «Звезды белых ночей».
Виктор Александров: Алис, скажите, пожалуйста, когда Вы поняли, что посвятите свою жизнь фортепианному искусству?
Алис Сара Отт: Я расскажу Вам небольшую историю. Когда мне было три года, мои родители отвели меня на один из концертов в Мюнхене. Невозможно описать эмоции и чувства, возникшие у трехлетнего ребенка от встречи с музыкой. Каждый ребенок по-своему пытается выразить, что он чувствует и передать это окружающим. Я сидела на концерте и неожиданно поняла, что музыка настолько обладает магической силой, что если вдруг я научусь говорить на языке музыки, я смогу наконец-то выразить свои чувства.
- Невероятно, как такое могло произойти с Вами, трехлетним ребенком?..
- (смеется) Вы знаете, каждый раз, когда я рассказываю эту историю, многие недоумевают и удивляются. Ведь у каждого ребенка, на самом деле, есть такая проблема, попытка выразить свои эмоции, но окружающие не могут его понять.
- Алис, Вас увлекает стихия музыкальных конкурсов?
- Да, такой период трудно было миновать. Я принимала участие в нескольких важных фортепианных конкурсах, когда была моложе. Но я не отношусь к тому типу людей, которые учат музыку исключительно ради состязаний. Когда мне исполнилось семнадцать лет это как раз тот возраст, когда уже можно принимать участие в таких престижных состязаниях, как конкурсы имени Чайковского, Шопена, я поняла, что лучше выбрать иной путь музыкальной карьеры - просто давать концерты.
- А что для вас вообще означает концерт? Вы сторонница живых записей или работы в студии?
- Вы знаете, очень непросто сравнивать эти виды деятельности. Ведь их цели очень отличаются друг от друга. Я предпочитаю все-таки живые концерты. Это всегда риск. Я беру на себя некоторую смелость, и мне это нравится. Цель концерта заключается совсем не в том, чтобы сыграть точно каждую ноту, меня больше привлекают переживания во время игры, те минуты вдохновения, которые ты вряд ли когда-то еще можешь испытать в жизни.
- А почему Вы выходите на сцену босиком? На моей памяти это второй случай после одного немецкого концерта скрипачки Патрисии Копачинской, которая тоже выходила играть без обуви
- (смеется) О, как Вы тонко подметили. Да, я хорошо знаю Патрисию. Правда, она играет босиком на ковре. Она играла с оркестром или камерную программу?..
- С оркестром. Все-таки, в этом что-то есть? Расскажите
- Вообще, это тоже отдельная история. Три года назад я играла на старинном немецком инструменте фортепиано Ференца Листа. До того момента я всегда выступала в обуви на высоких каблуках. А тут я внезапно поняла, что фортепиано настолько низкое, что я даже не могу поставить под него колени. Поэтому, я просто должна была снять обувь и играть босиком. Мне стало комфортно и свободно. Дома я всегда хожу босиком, и мне очень понравилась такая идея и на концертной сцене. Более того, когда ты носишь длинное платье, наверняка мало кто заметит, что у тебя нет высоких каблуков. Когда ты выходишь на сцену, становится так жарко, будто ты в сауне, и очень приятно ощущать ногами холод от пола.
- Алис, в настоящее время в мировой исполнительской практике наблюдаются разные тенденции интерпретации сочинений. Что Вам ближе: аналитический подход рациональное восприятие, или эмоция, выраженная в звуке? В романтических произведениях Вас больше захватывает виртуозный стиль, или лирико-созерцательное начало?
- Это две вещи, которые не могут существовать одна без другой. Нельзя стать музыкантом, не имея технических навыков; ни в коем случае нельзя выходить на сцену в лирическом состоянии. Какой же ты тогда музыкант, если ты не продумываешь и не можешь понять, что же ты хочешь выразить. Это и есть музыка сочетание лирического начала и техники игры.
- Алис, скажите, пожалуйста, какой представляется Вам природа музыки Модеста Мусоргского в контексте европейской фортепианной традиции XIX столетия?
- Мусоргский не был профессионалом. В то время существовало очень много структур и гармонических правил. Музыка Мусоргского это, прежде всего, образ и звук. Те законы, которые композитор сам для себя создал, совершенно отличаются от тех нормативных правил, которые тогда бытовали в Европе. В «Картинках с выставки» речь идет не о том, что ты просто проходишь галерею рисунков, что это просто изображения. За этими картинами скрывается гораздо большее политика и интриги. Мусоргский выразил свою эпоху. Он стал некоей фигурой, которая отражает события, происходившие в стране и важные для людей того времени.
- Алис, а если бы судьба вдруг забросила Вас на необитаемый остров, там бы был одинокий дом и рояль, но отсутствовали ноты. Без чьей музыки Вы не смогли бы обойтись?
- Пожалуй, Бах Без его музыки я не представляю свое творчество.
- А как Вы концентрируетесь в моменты продолжительных гастролей? Как Вы предпочитаете отдыхать перед новыми концертами?
- У меня нет никаких особых приемов или ритуалов для концентрации. Я стараюсь меньше думать о предстоящих выступлениях, предпочитаю отдавать должное время сну, не ограничиваю себя в питании. Очень люблю путешествовать и знакомиться с культурами разных стран. Мне очень нравится такой стиль жизни.
Беседовал Виктор Александров