В минувшее воскресенье в Лейпциге завершился ежегодный Баховский фестиваль. Среди множества форумов музыки Баха, проходящих по всему миру, Лейпцигский по праву считается самым престижным и авторитетным. Безусловно, сказывается магия места – в город, где Иоганн Себастьян Бах прожил более четверти века, где хранится большинство его рукописей, съезжаются лучшие исполнители баховской музыки. Играть в церквях Святого Фомы и Святого Николая, где служил великий кантор, очень почетно и очень ответственно.


Bachfest 2012 - Stehende Ovationen beim Eröffnungskonzert | Bach-Archiv Leipzig / Gert Mothes

Старинный Лейпциг с его тысячелетними университетскими традициями – настоящая колыбель немецкой музыки. Помимо Баха, это город Шумана, Мендельсона, Листа, Вагнера… Именно в Лейпциге была открыта первая немецкая консерватория, а в нескольких минутах ходьбы от Томаскирхе, где покоится Иоганн Себастьян Бах, находится настоящая Мекка поклонников классической музыки – здание легендарного Гевандхауса, освященного именами великих дирижеров: Артура Никиша, Бруно Вальтера, Вильгельма Фуртвенглера, Германа Абендрота, Курта Мазура, Риккардо Шайи.

Баховский фестиваль, ставший ежегодным с 1999 года, традиционно проходит в начале лета. Его поистине марафонский формат в этом году – 123 мероприятия за одиннадцать дней, включая разноплановые концерты, экскурсии в музеи Лейпцига и близлежащие города, выставки, лекции, симпозиумы, кинопоказы. Десятки тысяч зрителей со всего мира, переполненные залы почти на всех фестивальных событиях – зримое лицо успеха форума, свидетельство того, что музыка Баха сегодня востребована и необходима как воздух, оказывая мощное влияние на современный мир.

Фестиваль этого года приурочен к грандиозному юбилею – ровно 800 лет назад был основан хор мальчиков церкви Святого Фомы, которым Бах руководил почти три десятилетия. В программе форума, помимо баховской музыки – сочинения его предшественников и последователей на посту кантора Томаскирхе: Иоганна Кунау, Морица Хауптмана, Карла Штраубе, Гюнтера Рамина вплоть до нынешнего руководителя коллектива Георга Кристофа Биллера, который дирижировал концертом открытия. Звучала на фестивале и музыка наших соотечественников – Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Губайдулиной.


Масааки Сузуки дирижирует Страстями по Матфею И.-С. Баха в Томаскирхе | Bach-Archiv Leipzig / Gert Mothes

В рамках фестиваля традиционно проходит церемония награждения Баховской медалью города Лейпцига – так город отмечает особые заслуги и достижения исполнителей музыки Баха. В этом году медали был удостоен выдающийся дирижер Масааки Сузуки, который стал первым японцем, получившим из рук лейпцигского бургомистра эту почетную награду. Ранее ее вручали Густаву Леонхардту, Хельмуту Риллингу, сэру Джону Элиоту Гардинеру, Тону Коопману, Николаусу Арнонкуру, Херману Марксу, Фридеру Берниусу, Филиппу Эрвеге, Херберту Бломштедту. Сузуки, недавно завершивший грандиозный труд – запись всех духовных сочинений Баха, включая более двухсот кантат, пассионы, мессы и мотеты, в благодарственной речи отметил, что хотел бы разделить награду со своими коллегами и единомышленниками – членами созданной им в 1990 году Bach Collegium Japan, присутствовавшими в зале, и попросил их подняться со своих мест. Этот момент и последовавшая продолжительная овация стали самыми трогательными мгновениями не только церемонии, но и всего фестиваля.

Кульминацией форума стали состоявшееся тем же вечером исполнение Страстей по Матфею под управлением Масааки Сузуки в Томаскирхе и кантатный вечер днем позже в Николаускирхе с участием Амстердамского барочного оркестра, которым дирижировал Тон Коопман. Сузуки и его учитель Коопман столь же разительно отличаются друг от друга, как строгий и аскетичный интерьер церкви Святого Фомы от декоративного барочного убранства церкви Святого Николая. Исполнение Страстей по Матфею в Томаскирхе Масааки Сузуки было лишено малейшего намека на внешние эффекты, игру на публику. Дирижер был полностью погружен в музыку, выявляя ее драматизм, всячески подчеркивая сиюминутность, событийность, трагизм библейских коллизий, словно происходящих на наших глазах. В сущности, это нельзя было в полной мере назвать концертом – большая часть публики не видела расположенных на хорах церкви музыкантов и поэтому воспринимала музыку, доносящуюся сверху, в чистом виде, как таковую. Помимо потрясающего звучания оркестра и хора, отмечу выдающееся исполнение партии Евангелиста Гердом Тюрком, который по окончании концерта преклонил колени перед баховской могилой в алтарной части храма, возложив подаренный ему букет.


Топ Коопман дирижирует Bach-Kantaten в церкви Святого НиколаяBach-Archiv Leipzig / Gert Mothes

Тон Коопман, расположившийся со своим коллективом у алтаря прямо перед публикой в интерьере церкви Святого Николая, богато украшенном лепниной и выдержанном в салатовых и розовых тонах, в противоположность своему ученику Масааки Сузуки, был подчеркнуто артистичен и элегантен, излучая лучезарную улыбку и словно купаясь в овациях публики. Это не помешало нидерландскому маэстро на высочайшем уровне исполнить баховские кантаты для сопрано соло вместе с великолепной солисткой Доротеей Милдз, чей необыкновенно красивый тембр – легкий, полетный и в то же время насыщенный, – передавал весь космос эмоций, запечатленных в кантатах Баха – от возвышенного трагизма до восторженного ликования.

В числе самых ярких событий нынешнего фестиваля – серия концертов на открытом воздухе, собиравших тысячи зрителей, представление оперы знаменитого современника Баха Иоганна Адольфа Хассе «Клеофида» в курортном городке Бад Лаухштед в историческом театре, которым в свое время руководил великий Гёте, концерты всемирно известных коллективов – оркестра Гевандхауса, оркестра Эры Просвещения, выдающихся музыкантов – Симоны Кермес, Дэвида Стерна, Ришара Гальяно, а также заключительный концерт форума, в котором по традиции исполняется баховская си минорная месса. На сей раз честь завершить фестиваль была оказана британским музыкантам – знаменитому коллективу под названием «Английский концерт», которым дирижировал Гэри Бикет.

Баховский фестиваль, прошедший с громадным успехом, уже стал частью истории. Публика с нетерпением ждет фестиваля следующего года, на котором музыка Баха будет сопоставлена с творениями двух оперных титанов – Верди и Вагнера, чьи 200-летние юбилеи вскоре отметит мир.

Роман БЕРЧЕНКО

Вернуться к списку новостей