На большие экраны Москвы выходит мультфильм – «Храбрая сердцем» («Brave»). Очередная анимационная сказка рассказывает об отважной, импульсивной и очень своенравной шотландской принцессе Мериде, которая решается изменить свою судьбу, а вместо этого встречается со страшным лесным чудовищем.


Московская премьера фильма состоялась на днях в одном из столичных кинотеатров. Картину зрителям представили: Генеральный директор компании Disney в России Марина Жигалова-Озкан, а также актеры российской версии озвучания фильма – актриса театра и кино Елизавета Арзамасова (принцесса Мерида) и популярный эстрадный исполнитель Михаил Шуфутинский (Король Шотландии Фергус).

Первый опыт публичной презентации фильма показал, что тринадцатая по счету полнометражная анимационная картина Disney/Pixar «Храбрая сердцем» получилась, пожалуй, самой горячей по накалу страстей. На протяжении всего фильма то и дело раздавались детские визги, а по окончании, несмотря на счастливый исход, многие юные зрители выходили со слезами на глазах, а самые маленькие и вовсе неистово рыдали от всех пережитых впечатлений. «Храбрую сердцем» без преувеличения можно назвать «over-emotional», а детям, которым предстоит ее увидеть, нужно запастись выдержкой и отвагой не меньше чем самой принцессе Мериде, главной героине мультфильма. Сами создатели во главе с режиссерами Марком Эндрюсом («Суперсемейка», «Рататуй», «Джон Картер») и Брендой Чэпман («Король Лев», «Принц Египта») называют свое творение «эпическим приключенческим боевиком». «Но это не просто боевик, а очень трогательный и эмоциональный боевик», – добавляет один из главных аниматоров картины Алан Барилларо.

***

Непокорная, взбалмошная и отчаянно свободолюбивая дочь короля Шотландии принцесса Мерида, обладательница роскошной огненно-рыжей копны волос (отдельный шедевр аниматоров), увлекается совсем не девичьими занятиями – все свободное время она посвящает лихой езде по шотландскому бездорожью в седле своего верного коня Ангуса и неистовой стрельбе из лука. В последнем, надо сказать, Мериде во всем королевстве почти что нет равных. А потому, когда трое старших сыновей из могущественных шотландских кланов приезжают, чтобы сразиться за право взять в жены принцессу, она в качестве состязания тут же выбирает стрельбу из лука, после чего выступает со скандальным заявлением, что, будучи старшей дочерью в семье, она и сама может побороться за свою руку. Неудивительно, что все три стрелы Мериды в отличие от незадачливых принцев попадают точно в цель.


Жизнь Мериды вольна и беспечна. Королевство после долгих междоусобных войн, наконец-то, обрело мощь и спокойствие под мудрым владычеством ее отца, отважного шотландского война короля Фергуса. Беда упрямой Мериды заключается в том, что она совсем не хочет быть эталонной принцессой и выходить замуж, как предписывают многовековые традиции шотландского королевства. Мать Мериды, королева Элинор – воплощение истинной грациозности, мудрости и достоинства – сильно опечалена бунтарством дочери. Ведь она многие годы готовила ее к этому знаменательному событию, и, готовая на все ради благополучия семьи и королевства, знает как никто другой, к чему могут привести неосторожные поступки принцессы. Бросая вызов традициям, Мерида рискует нарушить хрупкий мир между воинствующими кланами…


Великолепная галерея образов мультфильма помимо экспрессивной принцессы, исполненной величия и самообладания королевы Элинор и балагурного короля Фергуса, на которых держится конфликт истории, включает также массу традиционных комических персонажей. Среди них: три несуразных лорда, представители высокочтимых шотландских семей и их не менее уморительные сыновья; тройняшки-близнецы Харрис, Губерт и Хэмиш, младшие братья Мериды; эксцентричная старушонка – резчица по дереву, а по совместительству незадачливая ведьма Коварная Карвер; а также верный друг Мериды – конь клейдесдальской породы по имени Ангус, который иной раз может заупрямиться и струсить, но никогда не бросит свою хозяйку в беде.


Благодаря всем этим ярким, запоминающимся и колоритным персонажам в фильме «Храбрая сердцем» эффектно сочетаются захватывающий приключенческий сюжет, эмоциональный накал и нравоучительный посыл (здесь – как  выбрать свой жизненный путь и сохранить верность семье), а также ставший уже своеобразной торговой маркой студии Pixar искрометный юмор, доступный зрителям всех возрастов.

«Мы считаем, что в любом фильме эмоциональность должна компенсироваться юмором, – говорит сорежиссер и сценарист картины Стив Пурселл. – Причем, юмор должен исходить от самих персонажей и зиждиться на их характерах. Шутки не должны казаться банальными гэгами, притянутыми за уши. Например, лорды и их сыновья – достаточно необычные герои. Одни только их характеры уже дают основания для шуток».

***

Предыдущий мультфильм от всемирно известных анимационных киностудий «Рапунцель» был, пожалуй, более универсальным с точки зрения сюжетных коллизий и гораздо более трогательным и чувственным с лирической стороны. Если там и можно было пустить слезу, то только от безудержного умиления и нежного сопереживания. В этом смысле «Храбрая сердцем» – настоящий анимационный экшн. Концентрация переживаний и чувств, колоссальная динамичность, перманентное ощущение опасности и неожиданности – все это держит зрителей в чрезвычайном напряжении, а дети просто не успевают оправиться от эмоциональных скачков от смеха к слезам.


Однако следуя замечательным традициям, «Храбрая сердцем» – необыкновенно красивый мультфильм. Как утверждают его создатели, на сегодняшний день это «самый сложный, инновационный и дерзкий проект».

«В этой картине мы подняли планку еще выше. Это касается и киносъемочного процесса, и освещения, и многих других аспектов, – говорит режиссер Марк Эндрюс. – Мы нашли новый способ создания текстур и вывели на новый качественный уровень персонажную анимацию. По качеству исполнения картина может считаться беспрецедентной».


«В визуальном плане «Храбрая сердцем» оказалась непростой задачей даже для специалистов Pixar, – продолжает продюсер и ветеран студии Кэтерин Сарафьян. – Древняя Шотландия предстанет во всем ее очаровании – с конями, медведями и, разумеется, местными жителями. В этом фильме вообще не будет ничего «простенького». Мы улучшили картинку, использовали самые последние технологии и довели профессионализм наших художников до совершенства. Огненно-рыжие кудряшки Мериды и многочисленные сложные элементы одежды (начиная с обычных платьев и заканчивая туниками, плащами и доспехами, плюс, конечно же, многослойные килты) сделали картину самой непростой из всех, над которыми мы когда-либо трудились».


Действие мультфильма разворачивается в величественных шотландских лесах. Аниматорами была проделана огромная работа по воссозданию аутентичного облика природного ландшафта Шотландии. Для этого съемочная группа «Храброй сердцем» несколько раз приезжала на родину Лохнесского чудовища в поисках лучших локаций, на которых могли бы развернуться события эпического мультфильма. Первая исследовательская экспедиция была заброшена на Туманный Альбион летом 2006 года, вторая – в октябре 2007 года.


«Могу сказать, что мы действительно серьезно изучили местную культуру и, в частности, легенды, – говорит продюсер Кэтрин Сарафьян. – Мы встречались с множеством людей и подолгу беседовали с ними. Мы питались исключительно традиционной пищей, много времени проводили на природе, наблюдая за тем, как меняется погода, и как она влияет на окружающую среду».


«Мы были настолько заворожены красотой этой земли, что даже на частые дожди не обращали внимания, – продолжает Сарафьян. – Внезапно дождь заканчивался, выглядывало солнце, и появлялся туман. Это одно из немногих мест на планете, которое цепляет. Люди здесь очень добросердечны и отзывчивы, а ландшафт потрясающе драматичен. Он буквально затягивает, и тебе невольно хочется слиться с природой».


«Шотландия – суровая и дикая страна камней, гор, лесов и лощин, – описывает свои эмоции режиссер Бренда Чэпман. – Но все же, буквально во всем чувствуется какая-то мягкость. Эта природа напоминала мне нашу героиню Мериду – идеальный (хотя и сложный) симбиоз своенравности и душевности».


Кинематографисты посетили памятные места в Эдинбурге, прошлись по Королевской Миле (череда улиц в центре Эдинбурга, одна из главных достопримечательностей города), изучили шотландские замки Эйлин Донан и Данноттар, попробовали домашний хаггис (национальное шотландское блюдо из бараньих потрохов, рубленных с луком, толокном, салом, приправами и солью, и сваренных в бараньем желудке). Кроме того, скауты посетили Национальный музей Шотландии, в экспозиции которого присутствовали образцы древнего оружия, тканей и других элементов быта древних шотландцев, которые помогли сделать картину более правдоподобной. Много времени создатели фильма провели на острове Льюис, изучая круг «стоящих камней» Калланиш (сведущие зрители, безусловно, узнают стилизованный анимационный Калланиш, кроме того именно в этом месте разворачиваются ключевые события мультфильма).


«Картинку формировали эмоции и настроение, – рассказывает художник-постановщик Стив Пилчер. – А они, в свою очередь, были продиктованы сюжетом. Мы изо всех сил старались не растерять багаж положительных эмоций, который привезли из Шотландии, и передать их фильму. Таким образом, и сама история стала богаче и насыщеннее».


Одно из профессиональных убеждений специалистов студии Pixar состоит в том, что декорации, фон и экстерьер – лучшие актеры второго плана. В фильме «Храбрая сердцем» художники создавали не просто некий абстрактный антураж, а суровую и капризную природу Шотландии, имеющую свой особый, выразительный характер, обусловленный местными погодными условиями. Картину отличает очень текстурный ландшафт, богатая палитра и неординарный фокус на красотах природы. Великолепные съемочные площадки узнаваемы, красивы и несут в себе могучий драматический потенциал. «У нас получился очень тактильный мир, и мы не пожалели сил на то, чтобы героям в нем было комфортно», –  отмечает аниматор Алан Барилларо.

***

Поскольку «Храбрая сердцем» стал первым в истории мультфильмом, где бы место действия было обозначено столь конкретно – вплоть до реально существующих локаций, то анимационная Шотландия – в своей достоверности, детальности и атмосферности – обращает на себя особое внимание, однако не менее скрупулезные изыскания были проведены и при разработке других конструкций. Среди них – моторика персонажей, анимация шотландского акцента, моделирование причесок и одежды, визуальные эффекты и многое другое.


«Картина насыщена тактильными ощущениями, – говорит режиссер Марк Эндрюс. – Прелесть «Храброй сердцем» заключается в том, что ты невольно хочешь дотянуться до экрана, и коснуться его рукой. Сам того не ведая, зритель обязательно захочет потрогать все, начиная от килтов и платьев, и заканчивая копной кудряшек на голове Мериды. Так формируется то, что мы называем «теплотой» и «душевностью» фильма».

Кропотливые исследования и полученный в результате личный практический опыт составляют одну из важнейших частей творческого процесса сотрудников студии Pixar. Работая над «Храброй сердцем», аниматоры брали уроки фехтования, стреляли из лука в специальном тире, носили килты, учились верховой езде, посещали зоопарк, постигали тонкости и нюансы шотландского диалекта, смотрели документальные фильмы о медведях и лошадях.


Вот, как руководитель команды моделлеров и сборщиков Билл Шеффлер рассказывает о работе над кинематикой персонажей: «В структуру каждого главного героя были «имплантированы» тысячи направляющих, позволявших контролировать кинематику персонажа. Таким образом, мы могли управлять макро-движениями героя, требующими сложного математического просчета, такими как, скажем, движения кисти или руки. Ранее мы никогда не достигали подобной детализации. Для сборки лица и мимики героев было разработано специальное программное обеспечение, поскольку процесс был на порядок сложнее. Освоение новой программы потребовало дополнительного времени, но взамен аниматоры получили неоценимый продукт, позволявший им управлять мимикой героев с еще большей точностью».


Еще одной инновацией стало сочетание симуляции причесок и одежды с непосредственной анимацией персонажей. «Работая над прическами, нам приходилось балансировать на грани законов физики и выполнения творческих задач, поставленных режиссером, – объясняет Алан Барилларо. – Мы должны были учитывать позу персонажа с точки зрения эстетики, графики и особенностей сцены. Начали мы с того, что прикинули реальную физику движения волос. А закончили тем, что никак не могли определиться, будут ли прически выглядеть реалистично или чересчур хорошо. Как бы то ни было, нам постоянно приходилось учитывать, что у наших героев на головах будут какие-то прически, которые будут динамично двигаться вместе с персонажами».


Глядя на главную героиню Мериду, невозможно не восхищаться роскошной шевелюрой ее таких же неуемных, как и она сама, рыжих волос.

«Прическа Мериды стала для нас колоссальным достижением, – признается супервайзер по симуляции Клаудия Чанг. – Завитки и локоны различались по длине, некоторые были более тугими, другие – менее <…> Команда художников разработала самые различные варианты завитков, среди которых преобладали кудряшки в форме букв «C» и «S». Получилась копна, которая вольготно развевалась, когда героиня поворачивала голову перед камерой. Прическа Мериды обладает гораздо меньшей гравитацией, чем любые другие типы волос. <…> Завитки являются непосредственным продолжением прямых волос у корней, – говорит Чанг. – Пытливый зритель поймет, что гравитация тут не работает».


Одной из наиболее сложных задач для аниматоров стала разработка гардероба, который бы с одной стороны отвечал визуальным требованиям шотландской «моды» того времени, а с другой обладал соответствующей текстурой «ручного пошива». Для этого потребовались новые технологии, новое программное обеспечение и огромные усилия со стороны бесконечно талантливых художников.

Колин Томпсон, супервайзер по персонажной ретуши: «Филипп Чайлд, один из персонажных аниматоров, написал программу, которая «шила» ткань для одежды – на мониторе материал выглядел, как глобус, испещренный сеткой параллелей и меридианов. В этой программе мы могли видеть ткань в объеме, крутить ее в разные стороны и изменять в соответствии с поставленными задачами. Компьютер в этом случае выступал, как дизайнер и портной одновременно. Программа брала за основу разработанный дизайн и создавала уникальные текстуры тканей – будь то мешковина, твид или ломаная саржа…»



Итогом стало то, что героев мультфильма «Храбрая сердцем» одели в костюмы, аналогов которым не было в компьютерной анимации прежде. Одним из главных достижений на этом поприще стала многослойность одежды, которая достигла максимума в костюме короля Фергуса (восемь слоев; до этого самыми «многослойными» были некоторые из персонажей мультфильма «Рататуй», где количество слоев одежды достигало четырех).

***

Завершая рассказ о новом великолепном мультфильме «Храбрая сердцем», невозможно не сказать о музыке, которая, следуя общему настроению проекта, тоже обрела шотландский шик.

Оригинальный саундтрек и песни к фильму написал номинированный на премию «Оскар» композитор Патрик Дойл («Разум и чувства», «Гамлет», «Тор»), насытив его традиционным шотландскими танцевальными ритмами, инструментальным фольклором и, конечно, волынками.

Патрик Дойл, композитор: «Музыка в «Храброй сердцем» работает на благо истории, добавляя драматизма эпическому приключению Мериды. Любой саундтрек априори задает тональность фильма и красноречиво свидетельствует о времени действия. Мы хотели передать очарование древней Шотландии. И мне кажется, музыка добавила фильму аутентичности».

При написании саундтрека композитор использовал множество национальных шотландских инструментов: волынки, скрипки, кельтские гусли и бойран (разновидность бубна). Чтобы музыка казалась современной Патрик, добавил электронные аналоги некоторых инструментов, в частности, цимбал. «Мы не хотели зацикливаться на шотландском фольклоре и пускать волынку по случаю и без, – говорит режиссер Марк Эндрюс. – Саундтрек никак нельзя назвать величественным. Скорее в нем чувствуется какая-то таинственность и дружественность. Мне кажется, именно так должна звучать кельтская фантазия того времени».

«Я использовал многие классические шотландские танцевальные ритмы, такие как рилы (reel), джиги (jig) и стратспеи (strathspey), которые добавили сценам не только динамики, но и атмосферности, – рассказывает Патрик Дойл.

Сам композитор черпал вдохновение в сюжете, зажигательном режиссерском подходе и уникальной по красоте картинке. «Мне было очень важно подчеркнуть музыкой то, насколько сильными были Мерида и ее мать Элинор, – говорит он. – Героини не должны были показаться чересчур сентиментальными. В целом я постарался заключить в саундтрек историю древней страны, которая дошла до нас в легендах и сказаниях».

***


Размышлять о мультфильмах Disney/Pixar можно бесконечно. Будь то анимационное исполнение или магнетическое обаяние, в своем роде они остаются непостижимы. Думается, мультфильмы из этой коллекции непременно должны присутствовать в фильмотеке современного ребенка. Не только потому, что любой из них можно назвать настоящим произведением анимационного искусства. Не только потому, что они учат непреходящим ценностям, отваге, мужеству, благородству, жертвенности и всесторонней добродетели без тени назидания и претенциозности. Но и потому, что каждый из этих мультфильмов расширяет эмоциональный и чувственный мир ребенка, пробуждая в нем самые разные переживания, открывая безграничные просторы для фантазий и воображения. А за время просмотра герои этих картин становятся для него настоящими друзьями, поэтому им хочется верить, за них хочется болеть и им хочется подражать…



Увидеть мультфильм «Храбрая сердцем» («Brave», 2012) в широком прокате можно с 21 июня в кинотеатрах Москвы.

Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО

Вернуться к списку новостей