26 июня на Основной сцене Большого театра будет представлена опера П.И. Чайковского «Чародейка». Серия премьерных спектаклей пройдет с 27 июня по 1 июля. В постановочной группе - дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель и художник Валерий Левенталь.
Это постановочное трио собирается уже не впервые. В 1990 Лазарев, Титель и Левенталь выпустили в Большом театре премьеру оперы «Ночь перед рождеством» Н. Римского-Корсакова (тоже не самого репертуарного произведения в музыкальном театре).
Александр Лазарев, по чьей инициативе в репертуар Большого вновь войдет «Чародейка», считает эту оперу, наделенную «шекспировскими» страстями, очень благодатной для оперной труппы Большого театра. По словам маэстро, есть музыка, обреченная на успех, а есть музыка, требующая знаний и умения подать ее.
Значимая часть творческой жизни дирижера Александра Лазарева была связана с Большим театром, музыкальным руководителем которого он являлся в 1987-95 гг. В прошлом сезоне маэстро возобновил сотрудничество с Большим в рамках филармонического абонемента театра.
Валерий Левенталь служил в Большом театре в течение тридцати лет (восемь из них в качестве главного художника).
Трагедия Ипполита Шпажинского «Чародейка», основанная на нижегородском предании XV века, была впервые поставлена в 1884 г. на сцене Малого театра. В главной роли Кумы-Настасьи хозяйки постоялого двора выступали Мария Ермолова и Мария Савина. На Модеста Чайковского произвела впечатление одна из сцен в этой трагедии, и он обратил на нее внимание брата: придя к тайно влюбленной в него Куме, чтобы по наущению своей матери убить ее, Княжич проникается к ней ответной любовью.
Именно с этой сцены началась работа над оперой: Чайковский сочинил дуэт. А вскоре в письме к Шпажинскому предложил написать на основе этой трагедии оперное либретто. «В глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота... Сила эта в любви», писал композитор певице Эмилии Павловской (ей предназначалась роль Кумы).
Опера имела сложную судьбу. Работа над «Чародейкой» была закончена весной 1887 г. Премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года (дирижировал автор). Продержавшись в Петербурге один сезон, опера была снята с репертуара, а костюмы и декорации отправились в Москву. Однако в Большом театре ее показали тогда всего один раз (2 февраля 1890 г., дирижер И. Альтани, режиссер А. Барцал).
Вторая постановка «Чародейки» в Большом театре состоялась в 1916 г. Инициатором возобновления был дирижер Вячеслав Сук. На этот раз исполнение и постановка (режиссер В. Лосский) заслужили высокую оценку московских критиков, но спектакль продержался в репертуаре только до конца года.
Третью постановку «Чародейки» Большой театр осуществил в 1958 г. Сначала она шла в филиале, но позже была перенесена на основную сцену. Было взято либретто в новой редакции, в 1941 г. выполненной С. Городецким для постановки ленинградского ГАТОБ им. Кирова. Поставили спектакль Евгений Светланов (это была вторая постановка маэстро в Большом) и режиссер Леонид Баратов (у него эта постановка была последней). Декорации создавались по эскизам художника Федора Федоровского, к тому времени покойного (они датируются 1944 г., видимо, тогда в театре тоже планировалась постановка «Чародейки»). Спектакль прошел 49 раз и был в репертуаре до 1965 г.