8 и 9 июня на Фестивале симфонических оркестров мира выступит Хьюстонский симфонический оркестр. Это один из наиболее значительных коллективов США, во главе которого стояли крупнейшие дирижеры миры от Леопольда Стоковского и Джона Барбиролли до Андре Превина и Кристофа Эшенбаха.
С 2001 года пост главного дирижера занимает Ханс Граф, сотрудничающий с большинством крупнейших оркестров и фестивалей мира. Под его управлением прозвучит музыка четырех столетий: в первый вечер 8 июня будут представлены «Пражская» симфония Моцарта и Девятая симфония Брукнера. А днем позже состоится центральное событие Фестиваля российская премьера симфонии «Атомный доктор» нашего современника Джона Адамса. Завершает программу Одиннадцатая симфония Шостаковича «1905 год», выбор которой неслучаен: в 1958 году именно Хьюстонский оркестр с Леопольдом Стоковским за пультом впервые исполнил ее в США и сделал первую запись симфонии.
Оркестр принадлежит к числу наиболее значительных симфонических коллективов США. Первая попытка основать в Хьюстоне (штат Техас) оркестр относится к 1913 году. Полупрофессиональный состав из 35 исполнителей дал первый концерт 21 июня 1913 года под управлением виолончелиста и дирижера Жюльена Поля Блитца. Три года спустя его сменил Поль Берже, в 1918 году оркестр распустили.
Успешная попытка его воссоздания была предпринята в 1930 году; под руководством дирижера Уриэля Несполи в 1931-1932 гг. прошел первый полноценный концертный сезон коллектива, все еще полупрофессионального. На протяжении трех сезонов оркестром руководил Фрэнк Сен-Леже, впоследствии работавший в Метрополитен-опера; в 1936 году на смену ему пришел Эрнст Хофман. Тогда же было создано Хьюстонское симфоническое общество, при поддержке которого Хофман приступил к формированию профессионального состава.
Под управлением Эрнста Хофмана (1936-1947) и Ефрема Курца (1948-1954) коллектив достиг высокопрофессионального уровня. Курц расширил репертуар оркестра, в котором появились сочинения Айвза, Бартока, Онеггера и Шостаковича. В течение недолгого времени с коллективом сотрудничали дирижеры Ференц Фричай и сэр Томас Бичем, затем его возглавил Леопольд Стоковский (1955-1961). Под его руководством оркестр завоевал международное признание, стал активно записываться и представлять публике премьеры новых сочинений. В 1961 году должность главного дирижера занял сэр Джон Барбиролли; в сотрудничестве с ним оркестр добился особенных успехов в исполнении романтической музыки. С 1966 года основной площадкой коллектива стал Концертный зал имени Джесса Джонса; в 2001 году затопление его подвалов в результате урагана Эллисон нанесло оркестру многомиллионный ущерб.
В 1971 году оркестр перешел на систему полной круглогодичной занятости всех музыкантов. В дальнейшем коллектив возглавляли дирижеры Андре Превин (1967-1969), Лоренс Фостер (1970-1979), Cерджиу Комиссиона (1980-1988) и Кристоф Эшенбах (1988-1999). В 1993 был образован камерный ансамбль Houston Symphony Chamber Players, в состав которого вошли лучшие солисты оркестра; в концертах, гастролях и записях ансамбля участвовал Кристоф Эшенбах как дирижер и пианист. С 2001 года должность музыкального директора занимает маэстро Ханс Граф; его контракт истекает в 2013 году, после чего Графу будет присвоено звание почетного дирижера. В течение сезона оркестр дает для сотен тысяч хьюстонцев и гостей города около 170 концертов, в том числе ряд образовательных, семейных и благотворительных программ. Многие оркестранты выступают как солисты и ансамблисты, преподают, входят в жюри музыкальных конкурсов. Среди последних записей оркестра симфонии Брамса, «Лирическая симфония» Цемлинского, «Песнь о земле» Малера.
Ханс Граф регулярно дирижирует оркестрами Америки от Кливленда, Филадельфии, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса до Цинциннати, Детройта, Далласа и Атланты. Особенно тесное сотрудничество установилось у маэстро с Бостонским симфоническим оркестром. Вместе с Хьюстонским оркестром Граф неоднократно выступал в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке. Дирижировал также Венским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестром лейпцигского Гевандхауса, Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестром Баварского радио, Роттердамским филармоническим оркестром, Национальным филармоническим оркестром России. Участвовал в престижных фестивалях в Брегенце, Экс-ан-Провансе, Савонлинне, Флоренции. Сотрудничал с музыкальными театрами в Берлине, Мюнхене, Париже, Риме и других городах. Представил ряд мировых оперных премьер, в том числе «Моцарт в Нью-Йорке» Хельмута Эдера в Зальцбурге.
Ханс Граф известен также как полиглот, знаток изысканных вин и русской культуры.