Виктор Александров с очередным рассказом о концертной жизни Германии. На сей раз наш музыкальный маршрут пролегает в Дрезден и Мюнхен, где корреспонденту радио «Орфей» удалось за один день побывать в двух уголках страны и приобщиться к атмосфере музыкальных событий этих городов.
В Дрездене открылся традиционный майский форум Dresdner Musikfestspiele. Одним из примечательных событий смотра стало выступление симфонического оркестра Северогерманского радио под управлением Томаса Хенгельброка. В программе исключительно немецкая классика - Первая симфония Иоганнеса Брамса и Третья «Рейнская» Роберта Шумана.
Симфонический оркестр Севергерманского радио (NDR Sinfonieorchester). Источник фото: http://www.musikfestspiele.com
Симфонический оркестр Северогерманского радио старейший радиооркестр страны, он базируется в гамбургском Luezhalle. Важную роль в истории оркестра сыграл Гюнтер Ванд, замечательный интерпретатор симфоний Антона Брукнера, а также великие дирижеры прошлого, выступавшие с коллективом: Вильгельм Фуртвенглер, Ханс Кнаппертсбуш, Отто Клемперер, Эрих Кляйбер, Ференц Фричай, Карл Бем, Кристоф Эшенбах и Кристоф фон Донаньи.
Томас Хенгельброк часто сотрудничает с гамбургским оркестром, творческой натуре этого немецкого дирижера свойственны высочайший профессионализм, яркая эмоциональность и аристократизм. Повинуясь предельно четким дирижерским жестам Томаса Хенгельброка музыканты NDR играли в дрезденской Земпер опер с большим воодушевлением и увлеченностью.
***
А в баварской столице тем же вечером в роскошном Геркулес зале мюнхенской Резиденции играл Симфонический оркестр Баварского радио под руководством своего шефа Мариса Янсонса. В программе концерта звучали Четвертая и Пятая симфонии Людвига ван Бетховена, а также композиция для большого состава оркестра «Огни» современного литовского композитора Раминты Шеркшните.
Марис Янсонс, художественный руководитель оркестра Баварского радио. Источник фото: http://www.br.de/
Оркестр Баварского радио уже третий сезон продолжает цикл бетховенских симфоний, обрамлением которых в каждой программе служат специально заказанные партитуры современных композиторов. Как симфонии Бетховена могут сегодня сочетаться с авангардными опусами, написанными в совершенно противоположной технике письма? Об этом размышляет главный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио Марис Янсонс.
Марис Янсонс: «Музыка Бетховена гениальная. Необходимо чувствовать, что музыка должна быть твоей. Если это так и ты связан с этим гением, то создавай дух Бетховена!
В нашем цикле к каждой из его симфоний делается заказ современным композиторам, которые специально сочиняют в контексте какой-то симфонии. У нас уже были исполнены опусы замечательных композиторов: Йорга Видмана, Родиона Щедрина, Гии Канчели, Иоханнеса Марии Штауба, и вот сейчас очередная премьера литовского автора Раминты Шеркшните.
Мы стараемся выстроить определенную связь между великими симфониями Бетховена и произведениями, только что написанными на заказ. Мне кажется, что каждому дирижеру свойственен свой подход к этим сочинениям. Все мы исходим из своих личных ощущений, стараясь при этом достичь того, что хотел сам композитор».
«Огни» Раминты Шеркшните представляют собой развернутую композицию, основанную на контрастных, динамичных эпизодах. В фокусе произведения взаимосвязь четырех жизненно важных элементов: Земля Воздух Вода Огонь.
Раминта Шеркшните молодой успешный композитор из Литвы. Она сочиняла много разнообразной музыки для прибалтийских ансамблей, в том числе и для знаменитой «Кремераты Балтики». Музыкальное образование Раминта получила в Вильнюсе. Сейчас она живет в Германии, заказ от оркестра Баварского радио восприняла с радостью и немедленно согласилась написать эту пьесу. Раминта Шеркшните присутствовала на премьере собственного сочинения.
Раминта Шеркшните о композиции для оркестра «Огни»: «Мое произведение, которое предшествовало Пятой симфонии Бетховена и было написано по просьбе Мариса Янсонса, имеет подспудную связь, прежде всего с природой. Я получала вдохновение от окружающей природы, и в то же думала о психологических моментах, о той депрессивной ситуации, в которой Бетховен писал свое произведение. В своей композиции я не пыталась выражать звуки фантасмагории, экспрессии, полагаю, лучше избегать таких крайностей».
Среди почетных гостей в мюнхенской Резиденции можно было увидеть наших знаменитых соотечественников Родиона Щедрина и Майю Плисецкую. Произведение Родиона Щедрина «Гейрлигерштадское завещание Бетховена» (своеобразный пролог к Третьей «Героической» симфонии) уже успело прозвучать в этой серии программ.
Родион Щедрин считает Бетховена гением нашего времени: «Бетховен это бездонный океан мощи, мудрости, глубочайших мыслей, идей и конфликтов. Этот композитор неисчерпаем, и, пока существует человечество, до тех пор он будет великой радостью и для исполнителей, и для публики. Это вечно».
Программу концерта оркестра Баварского радио венчала Пятая симфония до минор, с ее знаменитым мотивом судьбы. Ликующий финал бетховенской эпопеи в интерпретации Мариса Янсонса поражал своей лапидарностью, победой человеческого духа над превратностями судьбы.
Виктор Александров, Дрезден Мюнхен (Германия), специально для радиостанции «Орфей».