Мы с вами отправляемся в живописные рейнские города Кельн и Эссен.
Один из знаменитых барочных музыкальных коллективов Германии камерный оркестр «Кончерто Кельн» выступил в минувшее воскресенье на сцене Кельнской филармонии.
Оркестр был создан в 1985 году, тогда он состоял из выпускников консерваторий со всей Европы. В обширном репертуаре коллектива музыка разных эпох и стилей от раннего барокко до романтизма. Оркестром «Кончерто Кельн» в свое время руководили такие признанные мэтры аутентичного исполнительства, как Рене Якобс, Айвор Болтон, Райнер Экхардт. Коллектив участвует во многих фестивалях старинной музыки, в том числе и в Кельне, где с 1992 года регулярно проходит собственный фестиваль аутентичного исполнительского искусства.
Сегодня Кончерто Кельн играет под управлением концертмейстера молодой японской скрипачки Маюми Хирасаки.
Программа нынешнего выступления кельнских музыкантов в своем роде уникальна. Она была посвящена Музыке Дрезденской капеллы.
В XVIII веке Дрезденская капелла принадлежала к ведущим инструментальным ансамблям Европы. Основанная в 1548 году, еще в XVII веке Капелла пережила пору первого расцвета под руководством Генриха Шютца. Для Дрезденской капеллы писали многие известные композиторы конца XVIIпервой половины XVIII веков: Иоганн Георг Пизендель, Антонио Вивальди, Иоганн Фридрих Фаш и Георг Филипп Телеман.
Оркестр «Кончерто Кельн» исполнил музыку этих композиторов, в качестве приглашенной солистки выступила австрийская скрипачка японско-немецкого происхождения Мидори Сайлер.
Мидори Сайлер: «Я впервые играю с Concerto Köln, раньше мне никогда не доводилось играть подобные сочинения. К этой программе я очень долго готовилась: изучала авторские рукописи концертов, специально ездила знакомиться с нотным архивом сочинений в Дрезденскую библиотеку. Безусловно, подобные программы концертов обогащают творческую индивидуальность каждого музыканта».
Мидори Сайлер солировала в скрипичных концертах Иоганна Георга Пизенделя и Георга Филиппа Телемана. Ее отличают безукоризненное чувство стиля, мастерское владение инструментом. Скрипачке свойственна особая раскованность на сцене, в ансамбле с «Кончерто Кельн» она чувствовала себя совершенно естественно и свободно. Оркестранты также продемонстрировали свое мастерство и вдохновение. Ансамбль «Кончерто Кельн» отличает высочайшая исполнительская культура, аристократизм и беззаветное служение музыке старых мастеров. Аутентичная манера исполнения, присущая этому оркестру, словно бы привнесла в прочтение барочных сочинений дыхание полифонической музыки Средневековья.
Не менее интригующим событием стали выступления в Кельне одного из лучших коллективов Германии Лейпцигского Гевандхауз оркестра под управлением главного дирижера Риккардо Шайи.
Нынешнее весеннее турне коллектива открылось концертами в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, и продолжается сейчас в городах Германии, Венгрии и Испании.
Риккардо Шайи всегда ставит во главу угла качество исполнения. За какое бы произведение не брался этот Мастер, гарантирован высокий художественный результат. Не стали исключением прошедшие в эти выходные концерты в Кельне и Эссене.
Давид Ведель, концертмейстер 2-х скрипок оркестра лейпцигского Гевандхауза: «Оркестр имеет свои традиции. Это касается в первую очередь звука. Музыканты в этом коллективе всегда играют на пределе человеческих возможностей, поэтому любому исполнению присущ высокий эмоциональный градус. Видимо, это стало одной из причин появления в оркестре Гевандхауза Риккардо Шайи. Этот музыкант преданно и честно относится к своей работе, он требует безукоризненной выучки материала и достигает поставленных целей. Маэстро всегда предлагает нам свежие идеи в трактовке того или иного произведения, он четко знает, над чем следует работать в определенный момент. В то же время, он дает возможность каждому из солистов оркестра выразить свою личность».
В Кельнской филармонии оркестр Гевандхауза исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (солистка Элен Гримо) и Четвертую симфонию Густава Малера.
Партитура Концерта Равеля засверкала яркими красками. Элен Гримо полностью вжилась в музыку любимого ею композитора рояль звучал естественно и интеллигентно, без излишнего пафоса. Прозрачный аккомпанемент оркестра в адажио, наполненном хрупкой лирикой, контрастировал с напряженными крайними частями произведения: хлесткие ритмы и остро диссонантные гармонии ясно предсказывали грядущие трагические события военных лет (концерт написан М.Равелем в начале 1930-х гг.). Музыканты точно отразили эту гамму тревожных настроений.
Однако кульминацией программы, безусловно, стала Четвертая симфония Густава Малера.
В течение ближайших концертных сезонов Риккардо Шайи с Лейпцигским Гевандхауз оркестром записывает цикл симфоний австрийского композитора. В кельнском концерте маэстро прожил в музыке Четвертой симфонии Малера целую жизнь. Риккардо Шайи добился от оркестрантов эмоциональной наполненности и, в то же время, безукоризненной точности исполнения, бережного и внимательного отношения к каждому штриху и нюансу партитуры.
Риккардо Шайи: «Оркестр Гевандхауза один из самых старейших в мире, он имеет 250-летнюю историю. Я считаю, что красота звучания оркестра в симфониях Малера состоит, прежде всего, в том, что артисты исповедуют позднеромантический стиль игры. Матовые струнные, типичный мягкий протяжный звук духовых инструментов тембровая палитра достигает невероятной прозрачности. Особенно эти элементы звучания оркестра характерны для малеровских партитур. Артур Никиш, Бруно Вальтер были великими интерпретаторами сочинений Малера в Лейпциге. И затем Курт Мазур и Вацлав Нойман продолжили эту линию. И сейчас это продолжается. Так что Малер постоянно присутствует в нашем репертуаре, оркестр находится в его Вселенной».
На следующий день оркестр Гевандхауза дал концерт в зале Филармонии в Эссене. Прозвучали Третья симфония И.Брамса и Концерт №1 для скрипки с оркестром Д.Шостаковича. Солистом выступил греческий скрипач Леонидас Кавакос, хорошо известный российским слушателям по концертам в Москве и Санкт-Петербурге.
Риккардо Шайи придает немаловажное значение соседству произведений Шостаковича и Малера в программе нынешних гастролей оркестра.
Риккардо Шайи: «Я думаю, это очень непростые произведения, и необходимы очень высокое мастерство и силы, чтобы играть их в одной программе. Если говорить об истории оркестра Гевандхаус, то первый концерт Шостаковича на Западе состоялся в 70-х годах в Лейпциге, дирижировал Курт Мазур. Так что это был действительно очень важный период, прежде всего для самого Шостаковича. В те годы он был уже не совсем здоровым человеком, но его музыка, исполнявшаяся за пределами Советского Союза, вселяла в него луч надежды».
Потрясающий контакт солиста Леонидаса Кавакоса с Гевандхауз оркестром не прерывался ни на секунду, финальная часть концерта - Бурлеска буквально захлестывала зал своим фатальным вихрем эмоций.
Виктор Александров, Кельн Эссен (Западная Германия), специально для радио «Орфей».