Концертная афиша мая в столице Германии пестрит яркими именами и заманчивыми проектами. После традиционного европейского концерта Берлинского филармонического оркестра в Вене, которым 1 мая дирижировал молодой венесуэльский дирижер Густаво Дудамель, знаменитый немецкий коллектив подготовил новую программу под управлением своего давнего друга выдающегося маэстро Клаудио Аббадо.
Каждое новое появление прославленного итальянского дирижера на сцене Берлинской филармонии становится подлинным художественным событием. Так случилось и в эти майские дни, когда Клаудио Аббадо снова встретился с артистами оркестра Берлинской филармонии и порадовал многочисленную аудиторию своим неординарным прочтением произведений Роберта Шумана и Альбана Берга.
Клаудио Аббадо неоднократно исполнял симфонии Роберта Шумана с разными оркестрами мира, в том числе и в Берлине. У маэстро с годами естественно меняется свое отношение к партитурам немецкого романтика.
Концерт открыла увертюра к романтической опере «Геновева» (соч.1848 года). Пьеса немецкого поэта-романтика Фридриха Геббеля вдохновила Шумана своим образным строем, сплетением немецкого средневековья с фантастическим миром.
С первых звуков Клаудио Аббадо переносит внимание слушателей в особый мир романтичного и пылкого Шумана. Манящее, почти невесомое звучание Берлинского филармонического оркестра ласкало слух переливами гармоний, прозрачностью фактуры. Те же самые откровения можно было услышать в музыке Второй симфонии, продолжившей музыкальный вечер.
Достойным обрамлением романтических опусов Шумана стали несколько сочинений представителя нововенской композиторской школы XX века Альбана Берга. Ранний вокальный цикл «Пять песен для сопрано и оркестра» на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга исполнила звезда мировой оперы, шведское меццо-сопрано Анна Софи фон Оттер.
В своих «Пяти песнях» Альбан Берг задействовал большой состав оркестра, при этом оркестровая фактура и инструментальные партии весьма деликатны по отношению к солистке.
Анна Софии фон Оттер: «Я очень рада еще одному нашему совместному проекту с Клаудио Аббадо. Петь с этим удивительным дирижером всегда почетно для любого артиста. Ранние вокальные миниатюры Альбана Берга проникнуты разными настроениями. Эти краски изобретательно переданы композитором в роскошной партитуре. Клаудио Аббадо как бы изнутри слышит подспудные идеи, выражаемые Бергом в пьесах на тексты почтовых открыток Петера Альтенберга. Маэстро предельно ясно сознает, чего он хочет. Когда концерт начинается, ты уже знаешь, что он будет особенным и неповторимым, потому что Аббадо создаёт особую ауру универсального мира, за какую бы партитуру не брался».
Финальным аккордом программы стал Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» Альбана Берга, блестяще исполненный немецкой скрипачкой Изабель Фауст. Несколько месяцев назад вместе с оркестром Моцарта под руководством Клаудио Аббадо она записала это произведение. Запись уже вышла в свет, любой желающий в день концерта мог свободно приобрести компакт-диск.
Концерт Берга продолжает традиции романтической музыки XIX века. Сочинение изобилует лирическими образами. Сложная сольная партия, с которой блестяще справилась немецкая скрипачка Изабель Фауст, равноправна по отношению к оркестровым голосам партитуры. В заключительном разделе цитируется тема возвышенного хорала из кантаты №60 И.С. Баха.
Под гипнотическим воздействием Клаудио Аббадо звучание скрипки Изабель Фауст возносилось над рафинированным аккомпанементом оркестра. Публика приветствовала исполнителей продолжительными стоячими овациями, Клаудио Аббадо вызывали несколько раз, маэстро покинул сцену под нескончаемый поток аплодисментов.
Виктор Александров, корреспондент радио «Орфей» (Берлин, Германия)