В начале мая в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялись долгожданные гастроли одной из ведущих хореографических трупп мира Гамбургского балета Джона Ноймайера.
Это коллектив-легенда, как и его основатель, бессменный руководитель Джон Ноймайер, создавший особый язык танца, необычные решения современной хореографии. За несколько десятилетий Ноймайер поставил более ста оригинальных спектаклей, воплотил в жизнь огромное количество идей. У хореографа весьма солидный послужной список наград, премий в области танца в разных странах.
В Москве коллектив последний раз гастролировал в 1989 году на Первом фестивале немецкого искусства, нынешние гастроли стали прелюдией культурных событий перекрестного года России и Германии.
Нынешнее турне прославленной гамбургской труппы в количестве ста человек связано еще и со знаменательными датами: в феврале нынешнего года Джон Ноймайер отметил свое 70-летие, а через год будет ровно сорок лет, как он возглавил Гамбургский балет.
Сцена из балета "Третья симфония Густава Малера"
С Театром им. Станиславского и Немировича-Данченко Ноймайера давно уже связывают творческие узы дружбы. Здесь он осуществил две своих важных работы спектакли «Чайка» (по мотивам пьесы А.Чехова) и «Русалочка» (по сказке Г.Х. Андерсена). Солисты балета театра принимают участие и в немецких проектах Ноймайера.
Хореограф включил в программу нынешних гастролей два своих самых знаковых и любимых спектакля: балеты «Третья симфония Густава Малера» и «Нижинский».
Джон Ноймайер: «По сути, их можно было бы назвать нашими «визитными карточками». В первую очередь, это «Третья симфония Малера», которая в России будет исполнена впервые. Хотя я поставил этот спектакль еще в 1975 году, предприняв первую попытку системного подхода к симфонии, исследуя возможности изложить ее языком танца. Ведь сюжета в симфоническом балете практически нет. Он рождается от субъективного прослушивания музыки, создается некое эмоциональное и драматическое действо посредством языка танца. У Малера внутренние движения его симфоний основаны на эмоциях, и я стараюсь раскрыть тайну этой гениальной музыки, тайну человеческих взаимоотношений, отраженных в этой музыке. С другой стороны, он для меня не является чистой абстракцией, в отличие от балетов Джорджа Баланчина. Я все равно рассказываю в нем историю взаимоотношений нескольких людей, но она может быть рассказана только языком балета».
Второй балет, включенный в гастрольную афишу, называется «Нижинский».
Джон Ноймайер: «Об этом гениальном русском танцовщике польского происхождения, звезде дягилевских «Русских сезонов» я узнал, когда мне было одиннадцать лет. Наверное, я был слишком юн, но образ Нижинского меня потряс. Само искусство танца воплотилось для меня в этой фигуре. Кроме того, я психологически очень хорошо мог себя с ним идентифицировать. Я стал собирать все, что с ним связано: книги, журналы, афиши. Но к балету о нем подошел много лет спустя, с большой осторожностью. Случилось это лишь в 2000 году, когда отмечалась 50-я годовщина со дня смерти Нижинского, и ко мне обратились с просьбой предоставить для мемориальной выставки хранящиеся у меня раритеты, связанные с уникальным артистом. И, согласившись, я тогда подумал: ведь я балетмейстер и должен поставить балет о Нижинском. И я его сделал. При этом я не задавался целью последовательно изложить его человеческую и творческую биографию. Задача была иной - я попытался представить портрет его души. Нижинский никогда не был эгоистом по натуре, он не ставил балеты для себя, его хореография имеет ясные идеи, новые концепции искусства начала прошлого столетия, из дневников Нижинского мы узнаем, что его размышления выходят далеко за пределы обыденности. Его волновали глобальные человеческие проблемы, он находил решения, многие из которых могли считаться и сумасшедшими, но это соответствует тому масштабу проблем, которые он затрагивал».
Сцена из балета "Нижинский"
В первый вечер гастролей давали Третью симфонию Малера. Ноймайеру импонирует мировоззрение австрийского композитора, его эмоциональный подтекст симфоний хореограф воплощает на сцене средствами пластики. В Третьей симфонии Ноймайер выступает не только балетмейстером, им созданы костюмы и световая партитура спектакля.
В главных партиях задействованы ведущие солисты Гамбургского балета: Отто Бубеничек, Анна Лаудер, Эдвин Ревазов, Алексаендр Рябко, Элен Буше, Тьяго Бордин, Сильвия Аццони.
Спектакль был показан дважды, а 6 и 7 мая зрители увидят еще один хореографический шедевр мастера балет 2000 года «Нижинский» на музыку Ф.Шопена, Р.Шумана, Н.А.Римского-Корсакова и Д.Д.Шостаковича. Эта эпоха дягилевских «Русских сезонов», человеческая и творческая история ведущего танцовщика легендарной антрепризы гениального русского артиста Вацлава Нижинского.
В обоих спектаклях заняты солисты Гамбургского балета: Иван Урбан, Отто Бубеничек, Анна Поликарпова, Тьяго Бордин, Александр Рябко.
У входа в театр царит невероятный ажиотаж, охотников за билетами здесь немало, ведь их на все четыре вечера практически уже не осталось.
Виктор Александров, радио «Орфей»