16 мая в Московской консерватории пройдет День итальянского композитора Джачинто Шельси.
В 11.00 состоится пресс-конференция «Джачинто Шельси и музыка ХХ века» с участием представителей Фонда Шельси.
В 16.00 открытая дискуссия «Музыка Джачинто Шельси: звуковой мост между Западом и Востоком».
В 18.00 - показ фильма «8, Via di San Teodoro» режиссера Дэвида Райана (всё в конференц-зале).
В 19.00 в Рахманиновском зале консерватории прозвучит концерт «Джачинто Шельси: путешествие к центру звука». Прозвучат сочинения: Three Latin Prayers (1972); Сюита № 9 «Ttai» для фортепиано(1953); Quays для альтовой флейты (1953); Pwyll для флейты соло(1954); Action Music для фортепиано (1955); Maknongan для басовой флейты и электроники (1976); «Kyaдля» кларнета соло и 7 исполнителей (1959); Anahit для скрипки и 18-и исполнителей (1965). Все сочинения исполняются в России впервые. Исполнители: ансамбль «Студия новой музыки» и солисты ансамбля «Аlter ego» флейтист Мануэль Зуррия и пианист Оскар Пиццо (Италия). Дирижер Игорь Дронов.
Джачинто Шельси (19051988), потомок старинного аристократического рода, еще при жизни превратился в своего рода легенду: во французском издательстве «Salabert» печатались его ноты, постоянно звучала его музыка, но сам композитор никогда не появлялся на своих концертах, в печати не было ни одной его фотографии. Более того, во второй половине жизни все партитуры Шельси оформлялись другими композиторами, расшифровавшими импровизации, которые были записаны на магнитофонную пленку.
Такой способ создания музыки Шельси практиковал не всегда. Первую половину своей долгой жизни он провел как самый обычный композитор (кстати, Шельси был одним из пропагандистов творчества Скрябина в Италии). Свою жизнь изменил после 40 лет. Развод с женой (родственницей британской королевской семьи), душевный кризис заставили его совершить паломничество в Гималаи, где он обучался практике медитации у йогов и дзэн-буддистов. Вернувшись в Рим, Шельси оборудовал студию в своей огромной квартире на улице Святого Теодора 8, и практически никогда не покидал ее на протяжении последних сорока лет жизни.
Его новая музыка медитация: он строил ее на одном-единственном звуке, обретавшем с течением музыкального времени новые краски (смена приема звукоизвлечения, добавление соседних микроинтервалов, иногда ближайших гармоник). Отказывался от оформления собственных рукописей, считая, что это нанесет непоправимый ущерб его посреднической миссии.
Шельси был понят лишь в последние 10-15 лет своей жизни, когда повлиял на творчество Луиджи Ноно и группу молодых французских композиторов (среди них Жерар Гризе и Тристан Мюрай). После смерти Шельси его музыка стала обретать популярность, а в его квартире был основан Фонд Шельси. Представлять работу Фонда в России приедут его президент композитор Никола Сани и научный руководитель Алессандра Пеллегрини.