12 мая в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится концерт к 100-летию со дня рождения Д. Кейджа и А. Хованесса. В программе «Музыка барабанной молодости папаши Кейджа» прозвучат произведения Кейджа, Хованесса, Харрисона, Кауэлла в исполнении Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения и 20 лет со дня смерти Джона Кейджа композитора, возмутивший мир в середине XX века едва ли не более сильно, чем Арнольд Шёнберг в его начале. Пьеса Кейджа «4’33», в которой нет ни одной звучащей ноты, отразила философию авангарда Новейшего времени: музыка должна слиться с природой. В эссе «Кредо будущего музыки» Кейдж пишет: «Где бы мы ни были, мы слышим шум. Когда мы игнорируем его, он раздражает нас. Но когда мы прислушиваемся к нему, мы находим его восхитительным и увлекательным. Заставляя слушателей сидеть молча, я принуждаю их прислушиваться к шумам, которые высвечивает и подчеркивает тишина, это шум проносящихся за окнами автомобилей, жужжание кондиционера, падение дождевых капель и так далее. Тишина безгранична в своем многообразии, она богаче любой самой богатейшей мелодии».
Если имя Кейджа сейчас хорошо известно в России, то имя его современника Алана Хованесса композитора, пианиста, органиста, дирижёра и педагога армяно-шотландского происхождения не скажет почти ничего. Однако, это один из наиболее плодовитых американских авторов: его наследие насчитывает около 500 опусов, в том числе 67 симфоний! Хованесс много путешествовал, побывал в Африке и на Гавайях, и стремился в своей музыке ассимилировать элементы разных культур. В 1987 году бостонский критик Ричард Буль писал: «Самым американским в его творчестве является тот способ, которым он превращает эти разрозненные элементы в своего рода экзотику. Атмосфера его музыки умиротворенна, благоговейна, окрашена мистикой и ностальгией».
Этот концерт можно считать своего рода превью к масштабному фестивалю памяти Джона Кейджа, который планируется в сентябре 2012 года в Московской консерватории.