Ровно десять лет назад, 3 мая 2002 года, ушел из жизни выдающийся дирижер, композитор и пианист Евгений Светланов. Его именем, в котором уже изначально заключена искра света, сейчас назван один из залов Московского Международного Дома Музыки. Славное имя Евгения Федоровича носит детская музыкальная школа, конкурс для дирижеров и, разумеется, Государственный академический симфонический оркестр, за звуковой облик которого он отвечал в течение 35-ти лет.
Творческое наследие Светланова включает несколько тысяч записей концертов и театральных постановок. За годы кропотливой работы с оркестром Евгений Светланов стал первым дирижёром, реализовавшим идею создания антологии симфонической музыки русских композиторов.
«Истинный художник подобен дереву, плоды которого становятся достоянием тем большего количества людей, чем эти плоды вкуснее и питательнее. Плодами этими могут пользоваться во многих странах и многие народы. Но нельзя забывать, на каком дереве они произросли и чья земля питала своими соками его могучие корни», - так говорил Евгений Федорович, и эти слова можно полноправно отнести и к его творчеству.
Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Cреди всех городов Евгений Федорович больше всего выделял и любил Москву. Десять лет назад, в перерыве между гастролями, он вернулся в Москву навсегда.
Как это часто бывает, вокруг имен выдающихся деятелей впоследствии слагаются легенды У Евгения Светланова осталось еще множество идей, которые он, увы, не успел воплотить. Рассказывают, что у дирижера был список произведений, над которыми он никогда не работал, но планировал ими вскоре продирижировать. Специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас позвонила вдове дирижера Нине Александровне Николаевой-Светлановой, чтобы уточнить этот вопрос.
«У Евгения Федоровича никогда не было особенного списка. В последнее время он меньше занимался русской музыкой, поскольку Антологию он закончил. В частности, я помню, что его очень интересовал Ференц Лист не с точки зрения фортепианной музыки, а непосредственно симфонизма. 22 апреля 2000-го года в Большом Зале Консерватории он продирижировал ораторией «Христос». Могу сказать точно, что он собирался осуществить работу над другими сочинениями Листа», - рассказала Нина Александровна Николаева-Светланова.
Несмотря на то, что Евгений Федорович меньше занимался русской музыкой, последнее произведение, которым он дирижировал, стали «Колокола» Сергея Рахманинова.
Как удалось выяснить у Нины Александровны, любимым писателем Евгения Светланова был опередивший свое время знаменитый французский писатель Жюль Верн, чьи произведения наиболее точно отражают дух искателя, а также состояние постоянного творческого поиска, в котором на протяжении всей жизни находился дирижер
3-го мая на Ваганьковское кладбище, где по завещанию похоронен Евгений Светланов, пришли друзья и коллеги, чтобы почтить память великого музыканта.