До 25 июня в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки проходит выставка «Сценография Большого театра: искусство декорации и костюма».
В составе экспозиции около 120 эскизов декораций и костюмов, а также театральных предметов, деталей костюмов (в том числе пуанты Екатерины Гельцер и фрагменты костюма Антонины Неждановой), и фотодокументов из собрания музея Большого театра России. Впервые для широкой публики представляется ретроспектива отечественного театрально-декорационного искусства длиною более 100 лет с 1830 по 1950 годы.
Выставка рассказывает о работе К Ф. Вальца, главного декоратора и машиниста сцены, который сотрудничал с Большим театром на протяжении 65 лет. Его работа в театре была отмечена многими нововведениями: он впервые использовал полную темноту на сцене при смене декораций, заменил химический дым паром. «Фирменным» приемом Карла Вальца были сценические полеты, а в балете «Волшебный башмачок» (1871) он выпустил на сцену колесницу, запряженную велосипедом.
Среди экспонатов есть эскиз декорации В.Д. Поленова к опере «Уриэль Акоста» (1884). Выставка показывает, что если раньше спектакль оформлялся сразу несколькими художниками, то с приходом в музыкальный театр В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, а затем К.А. Коровина и А.Я. Головина ситуация изменилась - они привнесли в декорационное искусство принцип «единой картины».
Послереволюционные годы были насыщены экспериментами в искусстве, в том числе в оформлении спектаклей. Здесь присутствовали и импрессионизм, и «модерн», и русский лубок (посетители выставки увидят эскизы костюмов Б.Д. Григорьева к неосуществленной опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»), и конструктивизм. Из художников, участвовавших в этих экспериментах, надолго остался в Большом театре только Ф.Ф. Федоровский (18831955), приглашенный в театр в 1921 году на должность заведующего художественной частью (его творчество тоже представлено на выставке).
В экспозицию вошли работы мастера станкового и театрально-декорационного искусства П.В. Вильямса. Впервые на советской сцене он использовал тюль, транспаранты, аппликации, с помощью которых достигал эффекта сценической пространственности. Публика увидит эскизы его декораций и костюмов к балету «Золушка» (1945).