История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

 

В предыдущей части мы говорили о творческой деятельности в театре нашего русского кутюрье художника Вячеслава Михайловича Зайцева. Хочу продолжить тему «Модельер и театр», так как она очень увлекательна. Поскольку речь шла о гениальном модельере, в продолжение разговора я выбрала, на мой взгляд, ярчайшую личность, новатора в области моды Поля Пуаре (20.04.1879 – 30.04.1944). Материалом для статьи послужили его мемуары «Одевая эпоху».


Поль Пуаре, 1913 г. 

Театр начал интересовать нашего героя очень рано: «На исходе детства меня занимали три вещи – учеба, общение с друзьями и театр, которым я так увлекся, что почти каждый вечер проводил в зрительном зале»[1]. Эти строки мы читаем в начале книги в главе «Молодость». Далее Пуаре описывает атмосферу, царящую в зрительном зале и особое внимание уделяет костюмам: «В то время в партере сидели в шляпах: это были маленькие матерчатые шляпки, иногда с завязками под подбородком, увитые яркими цветами, пармскими фиалками или геранью. И партер выглядел как огромная клумба. На рукавах платья были огромные буфы с прорезями и вставками из другой ткани, а во время антрактов в фойе шуршащие юбки подметали паркет рюшами и воланами, которые, впрочем, так и назывались – метелки. Видел я и турнюры[2], о коих мог бы сказать словами Франсуа Коппе[3]: «…А мне это не показалось таким уж смешным»[4].


Модель Дома Жака Дусе, 1897 г. (слева)  Актриса Габриэль Режан  (справа) 

Пуаре начинал свою деятельность в области моды в  Доме  месье Дусе. Там он познакомился с Габриэль Режан. В 1899 году для этой прекрасной актрисы он создал великолепное, как он пишет в своих мемуарах «сногсшибательное манто» к спектаклю «Заза»[5]. Это было черное тюлевое манто на чехле из черной тафты, которое Бийотэ – знаменитый в то время художник по веерам, расписал огромными красно-лиловыми и белыми ирисами. Сквозь тюль были продернуты две широкие атласные ленты – красно-лиловая и фиолетовая, которые обхватывали плечи и завязывались спереди затейливым узлом, заменяя застежку. «Вся печаль романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этом необычайно выразительном манто, и когда Режан появлялась в нем на сцене, публика уже предчувствовала грустный финал…. После этого я стал признанным мастером как в фирме Дусе, так и во всем Париже. Надев мое манто, Режан проложила мне путь к успеху»[6].  


Актриса Габриэль Режан

Молодой Пуаре встретил в салоне Дусе всех знаменитостей той эпохи. Среди них были Марта Брандес[7], Тео[8], Мэри Гарден[9], Рейшамбер. Молодой кутюрье самозабвенно любил театр и каждый раз приходил в восторг, когда ему «выпадало счастье делать костюмы для какого-нибудь спектакля, которые каждый год давали в «Эпатан»[10] на улице Буасси-д-Англа». Один раз был заказ для кордебалета «Опера» - военные костюмы эпохи Наполеона. Пуаре прекрасно справился с этим поручением, предварительно досконально изучив все тонкости военного костюма эпохи Наполеона, консультировался со специалистами и коллекционерами униформы XIX века, подолгу беседовал с Эдуардом Детаем[11].

Работая у Дусе, Пуаре участвовал в создании одежды  для знаменитейших и самых красивых женщин: танцовщица и писательница Лиана Пужи, танцовщица и куртизанка Эмильена Алансон, певица и танцовщица звезда парижского кабаре «Фоли-Бержер» Каролина Отеро (прекрасная Отеро), актриса Маргарита Брезиль, знаменитая французская фигуристка, звезда ревю «Ледяной дворец» Лиана де Ланси и так далее. Этим женщинам поклонялись принцы и даже короли.


Сестры Долли в свадебных нарядах от Поля Пуаре (фрагмент). 1921 г.

Ряд некоторых допущенных молодым кутюрье оплошностей послужили Дусе поводом разорвать деловые отношения. В частности, когда Пуаре без предупреждения проник на репетицию «Орленка», где играла Сара Бернар (для нее он создал к этому спектаклю костюмы, один из которых белый, завязанный на талии шарфом), и позволил себе довольно нескромно прокомментировать сцену битвы под Ваграмом. Его реплики были услышаны и Сара Бернар посетовала на это Дусе.

Некоторое время спустя, Поль был призван в армию. Как большинство художников, нетерпящих жизни по уставу, отношения с начальством сразу не заладились, зато когда в части стали готовиться к празднику, посвященному столетию битвы при Вальми, он написал пьесу, где были показаны все приметы армейской жизни, сам набрал труппу. В этом спектакле Пуаре играл роль Французской Армии и исполнял куплеты собственного сочинения. Любовь к театру и здесь проявилась ярко, многогранно.


Актриса Сара Бернар (слева) / Актриса Габриэль Режан (справа)

В своих мемуарах кутюрье пишет, что создание театральных костюмов было для него очень значимой деятельностью, что он смог понять потребности новой эпохи и удовлетворить их. Несомненно так.

Революционным было художественное решение сценического оформления спектакля «Минарет». Сама пьеса, по которой поставили спектакль, по словам Пуаре, была никудышней, главный интерес представляли костюмы и декорации. Он пишет: «Впервые художник по костюмам и декораторы, стремясь к одной цели, объединили усилия. Если раньше кутюрье отправлял готовые платья в театр, не зная под каким соусом их подадут, при каком освещении и на каком фоне они будут показаны на сцене, то теперь мы вчетвером – мои друзья Ронсэн, Марк Анри, Лаверде и я – выработали основные, несложные принципы отбора и сочетания цветов и договорились соблюдать их»[12]. Каждому акту соответствовало определенное сочетание цветов. Так, первый акт был синим и зеленым, второй – красным и фиолетовым. «Контраст между свежестью первого акта и страстностью второго произвел желаемое действие»[13]. Увидев красные деревья и фиолетовые цветы с золотыми бликами и черными пятнами, публика дружно ахала. «Роскошь этого цветового решения была похожа на мощный органный аккорд»[14]. Волнение публики усилилось во время третьего акта. Он был черно-белый, украшенный жемчугом и бриллиантами. Лишь костюм Клодиюс, который играл Евнуха, был светло-зеленого цвета, привносил «кисло-сладкую ноту».


Сара Бернар в оригинальном головном уборе (слева) / Тюрбан. Модель Поля Пуаре, 1911 г. Художник Жорж Лепап (справа)

Поль Пуаре оформил несколько постановок. Вот описание костюмов к спектаклю «Чем больше перемен…» по пьесе Рипа: «Я применил свой обычный метод: для каждого явления выбрал два цвета и представил их во всем многообразии оттенков, от самого насыщенного, до самого бледного. Например, белый и синий или оранжевый и лимонно-желтый.<…>. На голове Изабеллы Боварской (Спинелли) красовался огромный чепец, а ее придворные дамы ходили в высоких конусообразных шляпах»[15]. Для костюмов к одному из явлений пьесы Пуаре выбрал красный и синий цвета, чтобы вызвать у зрителя ассоциацию со средневековыми книжными миниатюрами. На сцене можно было увидеть все оттенки красного и синего с добавлением золота.

На сцене «Ренессанса» была поставлена «Афродита», где знаменитый кутюрье тоже выступил в роли театрального художника.


Вечернее платье Пуаре (туника в форме абажура поверх длинной юбки). Художник Жорж Лепап (слева) / Вечернее платье «Фруктовое мороженное».  Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 1. Январь, 1914 г. (справа)

Помимо радостных воспоминаний о работе для театра, в мемуарах есть и довольно грустные, неприятные воспоминания. Когда ставили один из спектаклей в «Казино де Пари», Пуаре создал костюм для актрисы Мистингетт. Актриса должна была изображать розу. Кутюрье вложил большую фантазию и средства, превышающие его гонорар за эту работу, но он об этом не задумывался: «Мне хотелось создать нечто действительно прекрасное. И моя роза стала поистине царицей цветов»[16]. Это чудо было таким: юбка-кринолин состояла из огромных лепестков, отходивших от зеленого бархатного корсажа, который изображал чашечку цветка. Дополнением была бархатная шапочка в виде стебелька с ответвлениями, окаймленными бриллиантами. Неприятность заключалась в том, что на первой репетиции актриса заявила, что в платье невозможно танцевать и она отказывается в нем выступать, затем она сочиняла все новые придирки. Позднее обнаружилось, что ею был подписан контракт, который обязывал ее носить на сцене и в жизни только те платья, которые были созданы одной из бывших сотрудниц Дома Поля Пуаре. Но каково же было потрясение и разочарование кутюрье, когда на следующий день Мистингетт вышла точно в таком же платье, накануне раскритикованном, -  копии его модели.


Костюм «Сады Версаля». Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 4. Февраль, 1913 г. (слева) / Платье и накидка. Поль Пуаре. Gazette du Bon Ton - № 1. Февраль, 1920 г. (справа)

Он создавал костюмы для спектаклей «Театра дез Ар» и для других известных в то время театров и театральных клубов. Наличие костюмов от Поля Пуаре было знаком престижа и вкуса.

Кутюрье оказал влияние на многие творческие личности того времени. Например, к работе над эскизами моделей был привлечен Жорж Лепап, который на момент сотрудничества с Пуаре практически был неизвестен. Их сотрудничество началось в 1911 году. В своих мемуарах Пуаре утверждает, что именно он развил вкус художника и очень этому рад. Скорее всего, так и было, ведь в тени гениев расцвело много талантов, тому есть множество примеров.


Туфли и вечерняя шапочка. Поль Пуаре

Театр настолько органично вошел в жизнь модельера, что из страстного увлечения превратился в образ жизни. Пуаре окружал себя интерьерами, подобными роскошным театральным декорациям, оформлял витрины своего модного дома в духе сценографического искусства, режиссировал турне показов мод и показы в своем знаменитом особняке. О его костюмированных праздниках говорил весь Париж. Именно о них пойдет речь в следующей статье…

 


[1] Пуаре П. Одевая эпоху. М., 2011. С.32.

[2] Юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался при помощи специальной подушечки или валика, которые подкладывали чуть ниже поясницы.

[3] Коппе Франсуа (1842-1908) – французский поэт, драматург, прозаик, с 1884 г. член Французской академии

[4] Пуаре П. С.35.

[5] Пьеса О. де Бальзака.

[6] Пуаре П. Одевая эпоху.М., 2011. С.52

[7] Французская актриса, работала в «Комеди Франсез».

[8] Тео Линген (1903-1978) – немецкий актер.

[9] Гарден Мэри (1874-1967) – шотландская певица, сопрано.

[10] Парижский театральный клуб.

[11] Детай Эдуард (1848-1912) – французский художник-академист, президент компании La Sabretache, которая основала Музей истории армии в 1896 г.

[12] Пуаре П. С.108.

[13] Там же. С. 110.

[14] Там же. С.110.

[15] Там же. С.111.

[16] Там же. С.126.

Вернуться к списку новостей