Эстафету музыкальных событий Третьего Международного фестиваля Мстислава Ростроповича продолжил один из главных коллективов Франции - Парижский симфонический оркестр (Оркестр де Пари). Спустя несколько десятилетий французский коллектив снова приехал в нашу страну, на сей раз по приглашению художественного руководителя фестиваля Ольги Ростропович.
Оркестр де Пари имеет славное прошлое. В 1967 году он преобразовался в независимый коллектив из старейшего оркестра общества концертов Парижской консерватории, ведущего свою историю с 1828 года. Главным дирижером стал Шарль Мюнш. Именно он и провел первые в истории вновь образованного коллектива зарубежные гастроли. Произошло это в 1968 году и именно в нашей стране.
В последующие годы за пультом Парижского оркестра стояли такие колоссы дирижерского искусства как Герберт фон Караян, сэр Георг Шолти, Даниэль Баренбойм, Семен Бычков, Кристоф Эшенбах, которого с сезона 2010 года сменил выдающийся эстонский дирижер Пааво Ярви.
С его приходом существенно обогатился репертуар оркестра, больше стало звучать современной музыки, в том числе и французских композиторов. В нынешнем сезоне Оркестр де Пари дает более ста концертов, в том числе в концертном зале Плейель базовой площадке коллектива.
Выступать в Москве на фестивале Ростроповича для Пааво Ярви очень волнующе и почетно. Маэстро помнит свои первые встречи с великим музыкантом.
Пааво Ярви: Он часто бывал у нас дома, был очень хорошим другом моих родителей. Я помню Мстислава Ростроповича, когда мне было 2023 года, в Стокгольме мы играли вместе один концерт. Я дирижировал, а он исполнял два виолончельных концерта: Боккерини и Гайдна. Это было важным событием не только для меня, но и для моих родителей. Для моего отца Неэме Ярви Ростропович был одним из самых важных не только музыкантов, но и друзей, важных менторов.
Ростропович часто приезжал в Эстонию с концертами и очень хорошо знал музыку эстонских композиторов. Например, Арво Пярт специально посвятил ему Виолончельный концерт Pro at Contra.
- Маэстро, как бы Вы охарактеризовали звучание Парижского оркестра?
Пааво Ярви: О, это особый оркестр! У музыкантов есть все качества, необходимые французскому коллективу. Прежде всего, это звук, естественное понимание французской музыки определенные тонкости, внимание к стилю. Я должен еще сказать и о том, что в Оркестре де Пари есть тонкое понимание немецкой музыки. Когда они играют произведения немецких романтиков, звук у них очень прозрачный, я бы даже сказал сенсуальный. Это же относится и к произведениям французских композиторов XX века.
В программе концерта прозвучали произведения Роберта Шумана увертюра «Манфред» в оркестровой редакции Густава Малера и Первая «Весенняя» симфония.
Пааво Ярви уже представлял монографический цикл симфоний немецкого романтика в Санкт-Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей» с немецким камерным филармоническим оркестром Бремена. Но, конечно, каждому оркестру присущ свой неповторимый звук. Для игры парижских музыкантов были характерны солнечное настроение, лирическая кантилена и прозрачность фактуры.
С первых минут звучания Пааво Ярви установил тесный контакт с оркестром и публикой. Улыбка и обаяние, яркий темперамент и харизматичность эстонского дирижера не смогли оставить равнодушными музыкантов, которые всецело предались увлекательному музыкальному процессу.
Специальной гостьей концерта стала молодая американская виолончелистка Алиса Вайлерштайн. Волею судьбы совпало, что у Алисы в день московского концерта был юбилей, ей исполнилось тридцать лет.
Сегодня она входит в десятку лучших виолончелистов своего поколения. Свое участие в фестивале Мстислава Ростроповича в Москве она считает отличным подарком.
Алиса Вайлерштайн: «Для меня огромная честь играть на этом фестивале. Я узнала о нем буквально месяц назад. Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Мстиславом Ростроповичем. Однажды в Чикаго я даже присутствовала на его уроке, тогда я играла ему Первый Виолончельный концерт Шостаковича. Для меня получить его наставления и замечания было большим подарком».
Вместе с Оркестром де Пари Алиса Вайлерштайн исполнила одно из последних произведений Сергея Прокофьева Симфонию-концерт для виолончели с оркестром, посвященный Мстиславу Ростроповичу, который был его первым исполнителем.
Алиса Вайлерштайн: «Когда исполняешь произведение подобного уровня, не быть вдохновленной просто невозможно, потому что в этой гениальной музыке столько мелодии, энергии, столько историй, что ты просто увлечен ей полностью. Ты в нее постепенно погружаешься и естественно видишь разные миры, и все они окрашены своим настроением. Работа с оркестрами Франкфуртского радио и оркестром де Пари для меня большое наслаждение. Пааво Ярви, который работает с обоими оркестрами, буквально живет этим произведением Прокофьева, очень хорошо знает его изнутри. Так что для меня огромный и полезный опыт сыграть эту симфонию-концерт и с тем, и с другим оркестром».
Яркая экспрессия и взаимный контакт солистки с оркестром держали внимание слушателей на протяжении всего сочинения. Алиса Вайлерштайн буквально проживала каждую музыкальную фразу, играя почти всегда с закрытыми глазами, настолько она вжилась в замечательную музыку Сергея Прокофьева.
Виктор Александров из Колонного зала Дома Союзов с концертов Третьего международного фестиваля Мстислава Ростроповича специально для р/ст «Орфей»
Фото - Александр Куров (Источник: Официальный сайт III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича - http://rostropovichfestival.ru/)