11 апреля в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга состоялся традиционный апрельский концерт выдающегося российского пианиста Григория Соколова.
Одна из немецких газет назвала Соколова «Вундеркиндом из Москвы». И хотя пианист родом из Ленинграда, российская столица также оказала огромное влияние на его творческую карьеру.
Учеба в Ленинградской консерватории у замечательного педагога, профессора Моисея Хальфина повлияла на дальнейшую творческую судьбу пианиста. Победа на конкурсе имени Чайковского в 1966 году стала началом взлета его карьеры.
Григорий Соколов выступает в самых престижных концертных залах мира, участвует в известных фестивалях фортепианной музыки.
Концерты пианиста, полные внутренней самоотдачи, вовлекают слушателей в процесс духовного постижения музыки. По своей природе Соколов – перфекционист, глубокий мыслитель, артист, всецело отдающейся служению музыке.
Сегодня Григорий Соколов редко играет в России – обычно один раз в год, весной, в преддверии своего дня рождения в родном Петербурге. Москву артист предпочитает обходить стороной. Так что столичным поклонникам искусства Соколова приходится заранее думать о билетах на петербургский концерт, которые раскупаются с молниеносной быстротой.
Вот и на этот раз на перроне Московского вокзала в Петербурге можно было встретить меломанов, специально прибывших из Москвы на концерт Григория Соколова.
Что творилось перед концертом у входа в Большой зал филармонии, трудно вообразить. Лишние билетики спрашивали на далеких подступах к зданию. И, конечно же, попасть всем желающим на концерт Григория Соколова было не суждено.
Григорий Соколов давно не выступает с оркестрами, предпочитает сольные программы.
Григорий Соколов: «Для нашего инструмента создано столько, что человек за всю жизнь не сыграет маленькой части написанного. Последние годы, когда я играл с оркестром, то предпочитал работать только с теми дирижерами, которые любят музыку, как бы это ни парадоксально звучало. Дирижеры, для которых аккомпанемент - тоже музыка, и они оказывают этому такое же внимание, как и симфонии. Естественно, выбрав такого человека для совместной игры, снимаешь проблему оркестра. В оркестре работают, но очень часто это становится службой. А служба в искусстве – это катастрофа».
Свою концертную программу Григорий Соколов всегда тщательно обдумывает и выносит на суд публики совершенный художественный результат.
Григорий Соколов: «Недостатка в репертуаре у нас нет. Самый интересный этап работы над пьесой начинается после первого исполнения. Важно не сыграть как можно больше, а сыграть так, чтобы пьеса прошла свой путь. Естественно, он ограничен. Хотя, люди, которые слушают несколько концертов в разные периоды с существенным интервалом, чувствуют это по-разному.
Музыка по природе своей не имеет географии и времени. Музыка может быть сегодня написана и внезапно погибнуть. Это я отношу к старинной музыке. Ведь посмотрите, современные люди пойдут послушать современного музыканта, который играет любую музыку. Пусть она потрясает, но она жива и заставляет понять, что не имеет времени. Вы знаете, у меня недавно, года 3 или 4 тому назад, была программа, где я играл второе отделение, целиком посвященное Скрябину, после долгого перерыва. И я никак не мог понять, как я мог столько лет жить, не играя музыки Скрябина. Сейчас у меня скоро возникнет такое же отношение, как я давно уже не играю Шуберта. Но невозможно же все вместить в одной программе. А, если бы я и захотел, то сделал бы очень плохой шаг. Я играю в данный момент только то, что люблю. Но этого мало. Это ни в коем случае не должны быть пьесы, не имеющие для меня внутренней логики. Хотя логика по сути своей не подразумевает, что все должно быть плавненько и бесконфликтно. Это могут быть и катастрофические изменения, но в этом и должна быть суть программы. Работа над произведениями – активная фаза в жизни артиста».
В нынешнем клавирабенде с галантными миниатюрами Жана Филиппа Рамо соседствовали опусы В.А. Моцарта и произведения И. Брамса – вариации на тему Генделя и три интермеццо из опуса №117. В музыке немецкого романтика артист всегда находит спокойствие души и абсолютную гармонию.
Заявленную программу увенчали бурные овации и традиционное отделение «бисов», которые артист всегда дарит публике. На сей раз это были фрагменты из «Лесных сцен» Шумана, мистическое «Желание» Скрябина и хоральная прелюдия Баха–Зилоти, которую так любил включать в программы своих концертов Эмиль Гилельс.
Григорий Соколов исполнил ее с присущим ему возвышенным благородством и особой, молитвенной сосредоточенностью. Зал, затаив дыхание, сопереживал этим чарующим звукам вместе с самим пианистом.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, специально для р/ст «Орфей»
Источник фотографии: http://www.amcmusic.com