Российский национальный оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым продолжает серию концертных выступлений в рамках абонементного сезона Московской филармонии.
На днях в Большом зале консерватории коллектив выступил с программой, составленной из сочинений Николая Черепнина и Николая Голованова.
Каждый концерт Михаила Плетнева становится подлинным откровением для публики. Плетнев удивительно точный и внимательный музыкант, дирижер-мыслитель, заставляющий слушателей думать и размышлять вместе с ним о сущности того или иного сочинения.
Каждая программа РНО отличается художественной многогранностью и наполненностью содержания. Не стал исключением и нынешний апрельский концерт в впервый вечер Страстной Седмицы. Вместе с РНО выступил Московский Синодальный хор.
Этот хоровой коллектив ведет свою историю еще с 1721 года, изначально в нем участвовали патриаршие певчие. Сегодня Московским синодальным хором руководит Алексей Пузаков.
Николай Голованов, чьи духовные песнопения звучали в программе концерта, был глубоко религиозным человеком. В свое время он учился в Синодальном училище, дирижировал Синодальным хором. В советские годы композитор и дирижер спасал у себя дома от уничтожения церковные книги и ноты из библиотеки Синодального училища.
Алексей Пузаков считает, что хоровой музыке Николая Голованова предстоит большое будущее. Она, несомненно, украсит отечественную сокровищницу духовной музыки.
Алексей Пузаков: «Это перекликается и с нашей историей, и с недавним прошлым. И одновременно в музыке Николая Голованова заложена такая глубокая вера и душевный свет, что это не может не вдохновлять исполнителей и меня как одного из дирижеров, обращающихся к духовным опусам Николая Семеновича Голованова, которые были написаны в тяжелые для страны 1930-40 годы. Сам Николай Семенович не мог себе и представить, что эта музыка когда-нибудь будет звучать. Я надеюсь, что у этой музыки большое светлое будущее».
Наряду с духовными произведениями Николая Голованова прозвучала сюита из его одноактной оперы «Принцесса Юрата». Это дипломная консерваторская работа молодого Голованова, в основе которой сюжет из балтийской легенды о сказочной принцессе Юрате.
Волшебная музыка сюиты поражает красочностью гармоний, декоративностью и пряностью оркестровых интонаций. В ней сказывается влияние композиторского языка Римского-Корсакова, сказочных миниатюр Анатолия Лядова и в то же время раннего Скрябина. Однако, Николаю Голованову присущ свой образный мир. Михаил Плетнев очень органично чувствует природу сочинений Мастера.
Алексей Бруни, скрипач, концертмейстер РНО: «Особое место в программе концерта занимают произведения Николая Голованова, к творчеству которого Михаил Плетнев питает самый живой и горячий интерес. В день концерта мы вместе с ним посетили музей-квартиру Голованова в Москве. Ознакомились с массой интересного документального материала, там очень приятная и удивительная атмосфера».
Доминантой программы вечера стала духовная оратория Николая Черепнина «Хождение Богородицы по мукам» для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (сочинение 1934 года). Помимо солистов: Полины Шамаевой (глас Божией Матери) и Антона Зараева (глас Святого Архангела Михаила) речитативы были поручены декламатору Владимиру Лебедеву.
Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. Пораженная увиденным, Богоматерь восклицает к Господу: «Облегчи участь грешников!».
Николай Черепнин написал это произведение, находясь в эмиграции в Париже. Композитор зарекомендовал себя прежде всего как автор духовной музыки, ярко преломляющий новые тенденции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и «Утреня» из Всенощного бдения, 1918). В эмиграции эта линия была продолжена обработками древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией «Хождение Богородицы по мукам» для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1934) выдающимся образцом жанра духовной оратории в русской музыке.
В музыке оратории наряду со знаменным распевом слышатся интонации плачей, молитвенных речитаций и славлений.
Добавлю, что радиостанция «Орфей» записывала этот уникальный концерт. Он прозвучал в эфире программы «Концертный зал» 12 апреля в рамках фестиваля Радио «Орфей», приуроченного к 55-летию Михаила Плетнева. А многомиллионная радиоаудитория стран Евросоюза сможет приобщиться к этому концерту 14 мая. Напомню, что концерт Российского национального оркестра и Московского синодального хора вошел в цикл программ Европейского вещательного союза под названием «Оратории». Этот масштабный проект состоит из пяти концертов, которые будут транслироваться по понедельникам с 23 апреля по 21 мая. Помимо России участницами этой культурной акции станут Венгрия, Чехия, Германия и Великобритания.
Виктор Александров из Большого зала консерватории специально для р/ст «Орфей»