С 3 по 13 апреля в Хабаровске проходил Второй музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Открывал и закрывал фестиваль Дальневосточный симфонический академический оркестр под управлением Ильи Дербилова. В перерыве между концертами специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас встретилась с главным дирижером и художественным руководителем оркестра Ильей Дербиловым для того, чтобы поговорить о ситуации на Дальнем Востоке, проблемах в оркестре и способах их решения.
- Илья, как женщина я не могу не обратить внимания на Ваши широкие плечи В кого Вы такой высокий?
- Папа и дедушка у меня тоже довольно высокие. Дедушка спортсмен, борец по вольной борьбе, в свое время даже занял в Советском Союзе третье место в полутяжелом весе. Я стараюсь иногда держать себя в форме, но скорее для себя, а не ради спорта.
- В Вашем оркестре женщин больше, чем мужчин. Связано ли это с тем, что зарплата музыканта не позволяет им обеспечивать семью?
- Наверное, я с Вами соглашусь. Может быть в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске профессия музыканта и позволяет обеспечивать свои семьи, но на Дальнем Востоке сейчас профессия музыканта не является привлекательной с точки зрения дохода. Не секрет, что с повышением заработной платы в армии многие музыканты, имеющие даже высшее образование, стали играть в военных оркестрах. Практически каждая воинская часть имеет свой оркестр: кто-то для выступления, кому-то он нужен для того, чтобы играть развод караула. В частности, у нас очень хороший трубач был вынужден уехать во Владивосток в военный оркестр, где ему сразу предложили зарплату на испытательном сроке тридцать тысяч с перспективой в 40-50 тысяч рублей.
- Пятьдесят тысяч это очень хорошие деньги Трубач уехал на повышение?
- У нас он был вторым, но я не знаю, займет ли он место первого. Он просто уехал на позицию трубача с перспективой заработной платы, получив возможность участвовать в военной ипотеке. Конечно, есть определенные проблемы в связи с финансами, хотя я не могу сказать, что для нас это острая проблема. Руководство филармонии и руководство края делают многое для оркестра. Тем не менее, профессия музыканта и другие профессии практически несопоставимы по уровню дохода. Поэтому, безусловно, многие музыканты иногда вынуждены менять работу.
- Насколько эмиграция во Владивосток распространенное явление? Когда я была в Краевом колледже на конкурсных прослушиваниях в новый оркестр Юрия Башмета, то из четырех скрипачей выступал один. Остальные уехали во Владивосток. Почему так произошло?
- Каждую весну во Владивостоке проводится международный юношеский конкурс, очень значимый для всего Дальнего Востока, и многие просто уехали на этот конкурс, поэтому именно с эмиграцией это не связано.
- Юрий Абрамович накануне открытия сказал, что Ваш оркестр к исполнению «Гарольда в Италии» Берлиоза готов. Музыканты хорошо знакомы с партитурой, читают не с листа Сколько времени заняла подготовка к фестивалю?
- Согласно нормальному репетиционному периоду, мы обычно играем одну программу в неделю. За нами закреплен день суббота. Каждую субботу мы играем новую программу. В течение двух недель оркестр планирует дать шесть концертов с шестью разными программами. Конечно, мы не привыкли работать в таком темпе, но я должен сказать, что репетиционный план мы сделали грамотно. У нас было две с половиной недели, чтобы подготовить этот цикл. У Берлиоза очень сложная симфония, она зря такая сложная, потому что по сравнению с тем, насколько она трудна технически, такой смысловой нагрузки она не несет. Нам очень приятно, что Юрий Абрамович оценил нашу работу. В начале апреля мы готовили большой проект «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона со сводным хором. А до этого в Хабаровске проходил конкурс «Новые имена», где вместе с вице-президентом фонда Эдуардом Анатольевичем Барзовым и доцентом МГК им. П.И.Чайковского, заслуженной артисткой России Полиной Федотовой я был одним из председателей жюри.
- Что, с Вашей точки зрения, является критерием настоящего музыкального дарования?
- Критериев музыкального дарования довольно много, но я бы выделил выразительность исполнения, яркость, артистизм и, конечно, владение инструментом или голосом. Согласитесь, музыкант не должен «бороться» с текстом, ему необходимо быть свободным от этого, чтобы решать на сцене другие задачи.
- Вы лично работали с хором в «Страстях по Матфею». По первому образованию Вы хормейстер. Неужели приходится совмещать эти профессии даже сейчас?
- Идея сделать «Страсти по Матфею» возникла у меня давно, поэтому я лично взялся за подготовку хора. В Хабаровском крае, к сожалению, нет большого академического хора, но специально для этой премьеры мы собрали хор из пятидесяти певчих, которых искали по церквям. Я спросил разрешения у нашего нового митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия, можно ли нам сделать этот проект, но что он ответил согласием и дал свое благословение.
- Как Вы считаете, при всем сходстве профессий дирижера и дирижера-хоровика, это все-таки различные профессии?
- А если человек был скрипачом, а стал дирижером? Изначально в советское время на факультет оперно-симфонического дирижирования не брали без высшего образования, поэтому любой музыкант сначала оканчивал какой-то факультет. В принципе, практически всегда это и были хоровики. Я работал хормейстером и не считаю, что это разные профессии.
- Звук оркестра зависит не столько от мастерства музыкантов, но и от самого качества инструментов. Вы будете как-то решать эту проблему?
- Главная проблема не в этом Основная проблема это, все-таки, размер зарплат, на которые можно было бы приглашать достойных музыкантов. Вторая проблема это непосредственно инструментарий оркестра. Конечно, для этого нужны средства, чтобы не просто заменить одну флейту или тромбон, а покупать инструменты комплектами.
- У Вас на концерте не было арфы, и ее имитировал другой инструмент... Выходит, даже из такой ситуации можно найти выход?
- Арфа это вообще наша головная боль. У нас есть арфистка, но ей за семьдесят лет
- А в Краевом Колледже разве нет классов арфы?
- Нет.
- Тогда откуда ее взять?
- Во Владивостоке арфы тоже нет. Ближайший пункт, в котором есть класс арфы это Академия искусств в Якутске. Но для того, чтобы пригласить музыканта, нужна жилплощадь и достойные зарплаты.
- Илья, расскажите, скучаете по Петербургу? Вы выбираетесь в Петербург три раза в год, но этого ведь недостаточно?
- Трех раз действительно не хватает. Я учился в Петербурге много лет: окончил хоровое училище им. Глинки, проучился в Консерватории на факультете хорового дирижирования у Валерия Борисова В этом городе я люблю все, потому что в нем для меня все родное.
- На концерте кто-то слушает оркестр с закрытыми глазами, но все равно взгляд большинства устремлен на сцену. Смотря на сцену, взгляд встречается с ярким цветом голубых пюпитров оркестра, которые, на мой взгляд, отвлекают внимание слушателя от музыки, да и просто режут глаз...
- Пюпитры на самом деле не голубые, это голубые папки. Конечно, это мелочи, но все проблемы мы постепенно решаем.
- Илья, мы так много говорим о проблемах. Расскажите, пожалуйста, какие проблемы Вы уже решили?
- Нашей первостепенной победой я считаю состав. У нас все-таки достаточно молодой состав музыкантов, которых мы пригласили из Академии Искусств во Владивостоке. Сейчас мы не приглашаем музыкантов, так как у нас просто нет свободных для заселения жилплощадей, но, надеюсь, в ближайшее время новые возможности у нас появятся. Второй приятный момент это то, что наш оркестр имеет красивый внешний вид: за последнее время мы поменяли два комплекта платьев для наших дам. Раньше мы просто выделяли женщинам до 9000 рублей, чтобы они могли приобрести себе любое понравившееся вечернее платье. Но многие платья оказались со слишком глубоким декольте, поэтому мы пригласили дизайнера для еще одного комплекта платьев. Что касается инструментария, то мы уже поменяли валторны, тромбон, кларнет. Руководство филармонии старается держать зарплату на уровне делать прибавки, надбавки. От года к году все постепенно складывается, и я счастлив, что это происходит.
Беседовала специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас
Справка: Илья Дербилов окончил Хоровое училище имени Глинки при академической Капелле в Санкт-Петербурге (1999 г.). Затем в 2004 году окончил факультет хорового дирижирования, а в 2008 году факультет оперного симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. С 2007 года является художественным руководителем и главным дирижёром Дальневосточного симфонического оркестра.