В эти дни в Москве проходит Фестиваль Британской анимации, где можно увидеть программу короткометражных фильмов-победителей конкурса British Animation Awards. Молодые режиссеры единодушно декадентствуют: их мультфильмы абстрактны и печальны, но вместе с тем необыкновенно музыкальны и выразительны
Награда British Animation Awards вручается два раза в год и демонстрирует не только весьма любопытную подборку короткометражных мультфильмов, сделанных в самых разных техниках и стилистике, но и выявляет общие художественные тенденции в жанре. Так, например, мультфильмы, показанные в рамках нынешней программы «Я в порядке, спасибо» отличаются особо депрессивными настроениями. Среди превалирующих тем: ущербность урбанистического общества («Немота», «Каждый четверг», «Я в порядке спасибо»), трансформация пространств («Обои», «Lebensader», «Matter Fischer»), мятежная душа человека и его неспособность примириться с константными процессами («Олень Иглман», «Медленный Дерек», «12 доказательств того, что невозможно пребывать в состоянии покоя»).
Судя по той же подборке, создается ощущение, что современной короткометражной анимации не свойственна жанровость как таковая. Все это скорее фильмы-притчи и фильмы-медитации: стильные, концептуальные, очень чувственные зарисовки с весьма размытыми сюжетами и целой вереницей печальных образов, где одни тоскуют по китам («Киты поют под водой»), а другие строят любовь в брюхе кота («Всепоглощающая любовь»).
В виду всего этого кажется вполне естественным, что фильмы, почти полностью лишенные внятного содержания и маломальских диалогов, весьма изобретательно обыгрываются музыкой, что еще больше насыщает их атмосферность. Почти каждый мультик здесь может похвастаться прекрасным музыкальным сопровождением от эклектичного свинга в антивоенном скетче Макса Хаттлера и сочных битов шотландского электронного музыканта Architeq («Into The Cosmos») до утонченной меланхолики японской девушки Michuru, которая, получив классическое музыкальное образование в Токийском университете искусств, сегодня смело экспериментирует с современными музыкальными направлениями.
В 2012 году в номинации «Лучшее музыкальное видео» победил музыкальный клип на композицию «Displacement Song» английской поп-блюзовой певицы Лиз Грин (реж. Kate Anderson). На фоне безрадостной песни разворачивается мрачная черно-белая история, стилизованная под монохромную литографию. В центре сюжета загадочный кукловод, дергающий за ниточки своих марионеток тут уж на ум невольно приходит вся зловещая мистика, связанная с древнейшим искусством кукловождения, что вкупе с гравюрной картинкой настраивает на тревожный лад.
Лиз Грин стала открытием у себя на родине в 2007 году после победы на Конкурсе молодых талантов Гластонберийского музыкального фестиваля (Glastonbury Emerging Talent competition). Успех был столь впечатляющим, что Лиз тут же пригласили открыть знаменитую Пирамидальную сцену (Pyramid Stage). Критики отмечали необыкновенный богатый голос певицы, отсылающий к американским блюзовым дивам 30-х годов. Её называли потерявшимся звеном между Карен Дэлтон и Джоли Холланд, сравнивали с такими звездами джазовой эпохи, как Билли Холидей и Джуди Гарленд.
Лиз тут же попала в британские таблоиды от статусного музыкального журнала Mojo до популярной газеты The Sun. «Ритмичный фолк, приправленный ехидством и преследуемый печалью », так отзывалась о ее музыке газета Sunday Times. Сама же певица предпочитала определять свой стиль, как «трагикомический поп». Ее самобытный лирический сплав из джаза, кантри, шансона и блюза, а главное ни на что не похожий, специфический томный вокал, казалось, не оставляли равнодушными никого. Лиз выпустила два сингла «Bad Medicine» и «Midnight Blues», песни с которых разошлись в ротацию сразу нескольких радиостанций ВВС.
Композиция «Displacement Song» вошла в дебютный полноформатный альбом певицы, который воодушевившейся публике пришлось ждать целых пять лет. Пластинка с пылким названием «O, devotion!» стала настоящим музыкальным событием Британии, а Лиз Грин в очередной раз снискала самые восторженные отзывы критики.
«В новой пластинке Лиз Грин лелеет свою страдальческую героиню почти в каждой песне, и даже, когда, музыка, казалось бы, набирает обороты, она, тем не менее, сохраняет свой мрачный тон, позволяя себе даже некоторые вкрапления черного юмора. Всепоглощающая скорбь присутствует здесь повсюду но, пока другие попросту воспевают свои мимолетные горести, стенания Лиз поистине великолепны », отмечает BBC в своей рецензии на альбом.
Песню «Displacement Song», вопреки общему настрою пластинки, скорбной никак не назовешь, зато инфернальной в полной мере. Положенная на ритмику вальса и записанная под намеренно скудный аккомпанемент акустической гитары и духовых, она своим звучанием напоминает странствующую балладу, что вполне отвечает замыслу певицы. Лиз Грин признается, что эту песню она посвятила тем людям, «которые против своей воли вынуждены покидать родные места и идти куда-то дальше, забирая с собой все то, что они могут унести». На это намекает и название песни «Displacement Song», что на русский язык можно перевести, как «Песня вытеснения» или «Песня изгнания» .
Любопытно, что свой музыкальный стиль Лиз Грин взрастила на собственной меломанской ненасытности, прослушав в юные годы все от Rolling Stones и Чака Бери до The Jacksons и Элтона Джона. «Я опустошила панк и нью-вейв 80-х, осилила Дэвида Боуи 70-х и не обошла вниманием восхитительную коллекцию моего отца с музыкой 60-х», рассказывает певица. Будучи впечатленной всем этим, она самостоятельно освоила акустическую гитару, и никогда не занималась музыкой профессионально.
Фолк-шансон или «трагикомический поп» это неважно, но Лиз Грин определенно хороша своим неповторимым уникальным вокалом (в одном из журналов его назвали даже идиосинкратическим) и как будто врожденным музыкальным чутьем и харизмой. Ведь еще недавно в ее бэнде не было ни басовой секции, ни саксофона, а певица управлялась с одной лишь акустической гитарой в руках. Тут уж в очередной раз удивляешься тому, как простейший аккомпанемент и незаурядная природа способны творить настоящую мистерию
Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО