История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

В этом году исполнилось 50 лет творческой деятельности Славы Зайцева. В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина открылась великолепная выставка нашего непревзойденного модельера, народного художника России, лауреата Государственной премии РФ Вячеслава Михайловича Зайцева. Тематическая выставка-резюме посвящена одному из направлений его творчества – работе в театре (создание эскизов костюмов к спектаклям и для звезд эстрады). Также в залах музея представлены графические работы, выполненные в технике масляной пастели, театральные афиши, фотографии, модели из коллекций разных лет.


Название выставки «Экзерсис» неслучайно - здесь заложено несколько значений-символов. Во-первых, в переводе с французского языка "exercise" – "упражнение", а во-вторых – это название популярного конкурса молодых модельеров, который в 1994 году впервые провел Вячеслав Михайлович. Вот уже восемнадцать лет, с его легкой руки, этот конкурс ежегодно проводится в Москве.

На пресс-конференции 1 марта Вячеслав Михайлович сказал, что он «очень счастлив открыть выставку именно сегодня в этом фантастическом музее». Художник охарактеризовал мероприятие «маленьким раем гармонии» и заметил, что «выставка ворвалась в жизнь города не когда-нибудь, а в первый день весны».


«Воспоминание», 1992 г., масляная пастель, бумага

На церемонии открытия выставки «Экзерсис» художник пообещал передать в дар музею эскизы театральных костюмов к новому спектаклю Андрея Житинкина «Пиковая дама». Эти эскизы стали сюрпризом для посетителей выставки. Премьера «Пиковой дамы» планируется на апрель этого года в Малом театре. Главную роль в спектакле исполнит звезда российского театра и кино актриса Элина Быстрицкая. Ранее сама Быстрицкая, отвечая на вопросы журналистов о работе со Славой Зайцевым, рассказала, как серьезно и ответственно он подходит к созданию театральных костюмов: «Первое, что он делал, – читал пьесу. Знал ее наизусть. Он думал о характере актеров, об их внешности, думал, о том, чтобы актеру было удобно играть». Также она добавила, что когда Вячеслав Михайлович создавал для Майи Плисецкой костюмы к спектаклю «Дама с собачкой» в Большом театре, он думал о том, как она будет в них танцевать.


На церемонии открытия выставки было много друзей и поклонников модельера, которые пришли его поздравить. Среди них первой назову легенду российского театра и кино народную артистку СССР Веру Кузьминичну Васильеву. Ее слова были теплыми, искренними,  наполнены любовью. Вот некоторые отрывки из выступления актрисы: «личное с ним сотрудничество было невероятно приятным»; «на примерках я чувствовала себя Золушкой»; «костюмы Зайцева очень помогают актеру в работе над ролью». Она вспомнила его костюмы для знаменитого спектакля Театра Сатиры «Безумный день, или женитьба Фигаро». «…В процессе примерки мы чувствовали, какое это колоссальное искусство, какой вкус, чувство меры, стиля…. И то, как мы переносились благодаря костюму в далекие времена. Нельзя было в этом костюме говорить попросту, сесть попросту». «Вячеслав Зайцев давно меня покорил своим талантом, борьбой за то, чтобы в России была мода. Жизнь временами была тяжелой, но при этом он остался солнечным и добрым человеком - эти два качества делают его неповторимым. Он освещает нашу жизнь, примиряя ее с печалями. Когда бывает грустно, подумаешь о нем - и становится хорошо, потому что есть такой человек в России!»


Владимир Викторович Васильев - великий танцовщик, хореограф, актер, театральный режиссер, педагог и народный артист СССР отметил: «В своем творчестве мне не удалось соприкоснуться с работами Вячеслава Зайцева, но я всегда знал что он делает. Для меня главным в творчестве любого художника являются полутона, и они всегда присутствуют в работах Вячеслава Зайцева. Результат его творчества не нуждается в дополнении, в нем всегда бывают чувство, смысл, точность и простота. Невидимые флюиды идут от сердца, и это чувствуется во всем, что он делает. Он очень искренний художник…».


Особую атмосферу возвышенной духовности и камерной торжественности создавало пространство музея. Прекрасный особняк в стиле ранней английской готики был построен в 1896 году архитектором Карлом Гиппиусом по заказу известного московского купца и мецената Алексея Александровича Бахрушина – председателя Русского театрального общества, создавшего в этом необыкновенном доме свой великолепный театральный музей. Так что это знаковое для российской культуры место было выбрано Вячеславом Зайцевым для выставки своих театральных работ не случайно. Его эскизы к театральным постановкам, афиши в стиле «модерн», роскошные сценические костюмы органично вписались в атмосферу уникального собрания бесценных сокровищ музея.


Искусствовед Алла Щипакина тепло поздравила великого мастера и, говоря о самой выставке, отметила: «Здесь представлена философия великого живописца, гениального художника фотографии. Посмотрите, сколько в его работах эротики, любви и трагизма, которые абсолютно совпадают с великолепными интерьерами музея! В экспозиции представлена не столько одежда, сколько бесценные произведения искусства!». Также юбиляра поздравили: историк моды Александр Васильев, аналитик моды, тележурналист, заместитель директора Музея мод Наталья Козлова и другие деятели культуры.


Для тех, кто достаточно хорошо знаком с творчеством Вячеслава Зайцева, было большим открытием узнать, что театральные костюмы занимают значительное место в его творчестве. В залах Бахрушинского музея представлены великолепно выполненные эскизы костюмов к различным постановкам. В 70-80 гг. костюмы Зайцева просто потрясли театральные устои в области создания костюмов. Модельер привнес новый авторский взгляд в этот устоявшийся жанр. Он оформил множество спектаклей для различных театров, среди которых: Театр Сатиры – «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ее превосходительство»; МХАТ – «Последние», «Странная миссис Сэвидж», «Все кончено»; Театр им. Евгения Вахтангова – «Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»; Театр им. Моссовета – «Сердце Луиджи»; Театр «Современник» – «Три сестры», «Вишневый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вульф?»; Театр «Ромэн» – «Здравствуй, Пушкин», «Мы – цыгане»; ГАБТ – «В. Зайцев и звезды балета»; Театр балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.


Сам художник в своей приветственной речи на открытии выставки отметил: «Я счастлив, что имею возможность зафиксировать состояние моей души, остановить мгновение и остановить, реально и визуально, осязаемое на листке бумаги в формах одежды, в фотографии, в живописи и даже стихах».

Его эскизы театральных костюмов очень выразительны по своей пластике и цвету. При взгляде на них чувствуется характер персонажей.


Директор галереи Вячеслава Зайцева Олег Коротышев - один из организаторов выставки, рассказал, что собрать в одном месте все произведения модельера конечно невозможно: «Он вот уже полвека выпускает по две коллекции в год, в каждой из которых по девяносто платьев, и это не считая живописи и работ для театра. В данной экспозиции представлено только семнадцать платьев. Большая часть выставки – это эскизы, живописные полотна и фотоработы, малоизвестные широкой публике. <…> У нас напряженный рабочий график: за последние пять лет, по моей статистике, мы осуществили пятьсот взлетов и посадок! Сейчас у нас одновременно проходит пять выставок: в Польше с Анджеем Вайдой, в Минске, Санкт-Петербурге и две в Москве - одна здесь, а вторая в «Лужниках». 2012 год проходит под знаком 50-летия творческой деятельности выдающегося российского художника модельера Вячеслава Зайцева и 30-летия основания Дома моды Вячеслава Зайцева.


Слава Зайцев создавал костюмы для жизни и для сцены таким звездам, как Любовь Орлова, Мария Бабанова, Ангелина Степанова, Галина Уланова, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Полад Бюль-Бюль Оглы и многие другие. Говоря об этой работе, модельер утверждает: «В этом смысле я счастливейший человек, потому что мне довелось общаться с потрясающими людьми». И сегодня Вячеслав Зайцев творит для актеров и музыкантов – певца Дмитрия Хворостовского, пианистов Александра Гиндина, Дениса Мацуева и других.

  Еще один день на исходе.

  Ночь тихо обволакивает душу.

  Усталость вкрадчиво врачует тело,

  Давая волю лишь покою.

  Но не могу закончить будничною нотой,

  Бессильно сну предаться,

  Не исполнив

  Долга,

  Мне предначертанного свыше. 

  Перо касается бумаги.

  Я продолжаю жить.

  В. Зайцев 

(Из книги: В. М. Зайцев. Картины, рисунки, стихи. М., 1992. С. 30)


Принт. Фоторабота. 2010 г.

Эскиз к спектаклю «Ее превосходительство»

Эскизы костюмов к спектаклю «Все кончено» Э. Олби. Режиссер Л. Толмачёва. МХАТ им. Горького. Москва, 1979 г.

Эскиз костюма к спектаклю «Ричард III» У. Шекспира. Режиссеры Р. Капланян и М.Ульянов. Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова. Москва, 1980 г. (слева) / Эскизы костюмов к спектаклю «Все кончено» Э. Олби. Режиссер Л. Толмачёва. МХАТ им. Горького. Москва, 1979 г. (справа)

Эскиз сценического костюмов ВИА «Интеграл». 1979 г. (слева) / Эскиз костюма к спектаклю «Ричард III» У. Шекспира. Режиссеры: Р. Капланян и М. Ульянов. Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова. Москва, 1980 г.

Эскизы сценических костюмов ВИА «Интеграл». 1979 г.

Эскизы эстрадных костюмов


Краткая справка: Слава Зайцев родился в городе Иваново 2-го марта 1938-го года в рабочей семье. В Ивановском химико-технологическом техникуме получил образование по специальности «художник по росписи тканей». Продолжил обучение в Московском текстильном институте. Работал на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза. В 1962-м году Вячеслав Михайлович стал руководителем экспериментальной группы, организованной в Доме моделей. В 1979-м Зайцев ушел из официальных структур модельного бизнеса и начал развитие своего творческого направления на базе маленького ателье, разросшегося со временем до Московского дома моды. В 1980-м году под его руководством были разработаны костюмы для спортсменов – участников Московской Олимпиады. В 1988-м году Парижский Мезом де Кутюр предоставил модельеру право на показ коллекций. В том же году Зайцев стал почетным гражданином Парижа.

В последующие годы Вячеслав Михайлович создавал коллекции одежды и костюмы для многих ведущих звезд российской и зарубежной эстрады и шоу-бизнеса, костюмы для различных кинофильмов и спектаклей, разрабатывал форму для сотрудников милиции, руководил созданием авторской линии косметики «Маруся», издавал книги стихов и графики, занимался многими другими проектами. Зайцев ведет интенсивную и разнообразную общественную работу. Является председателем и членом жюри различных творческих конкурсов и фестивалей, обучает молодых модельеров в своей «Лаборатории моды». Лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, кавалер ордена за «За заслуги перед Отечеством». И это далеко не полный список.

 

Фото А. В. Пахомовой

Вернуться к списку новостей