Московская филармония продолжает серию абонементных концертов Российского национального оркестра. Минувшим вечером в Концертном зале им. Чайковского за пультом оркестра стоял уругвайский дирижер и композитор Хосе Серебриер.
Будучи выходцем из семьи польско-русских эмигрантов, он первоначально занимался на скрипке. Впоследствии Хосе Серебриер прошел великолепную школу в США в Кертисовском институте музыки у Витторио Джаннини, затем в Тэнглвуде у самого Аарона Копленда и, наконец, в Минесотте у знаменитого Антала Дорати. В дальнейшем Серебриер знакомится с Леопольдом Стоковским и Джорджем Сэллом, проводит концерты с Хьюстонским и Кливлендским симфоническими оркестрами. Слава музыканта растет.
Хосе Серебриер необычайно востребован как дирижер во всем мире. Его вклад в симфоническое искусство неоценим. Десятки аудиозаписей с разными оркестрами мира, множество наград, в том числе премия «Грэмми» за запись Пятой симфонии Александра Глазунова. А фильм «Серебриер дирижирует Прокофьева, Бетховена и Чайковского», снятый несколько лет назад в Сиднейской опере, имел огромных успех у многочисленных почитателей таланта дирижера во всем мире. Хосе Серебриер большой любитель живых записей, как и концертных программ. По числу номинаций на премию «Грэмми» он рекордсмен, с ним вряд ли кто может соревноваться. Он выдвигался на американскую награду тридцать семь(!) раз и восемь из них выигрывал!
Хосе Серебиер. Источник фотографии: Официальный сайт артиста http://www.joseserebrier.com/
Интерес уругвайского дирижера к русской музыке одно из его главных творческих пристрастий. Хосе Серебриеру присущ очень тонкий и рафинированный подход к произведениям композиторов русской школы. Так, запись вокально-симфонической поэмы С. Рахманинова «Колокола», сделанная с Российским национальным оркестром в апреле 2010 года на закрытии Фестиваля Мстислава Ростроповича, была удостоена высочайшей экспертной оценки авторитетного британского музыкального издания «Classic FM Magazine».
Новая встреча с коллективом Михаила Плетнева снова знаменует обращение Хосе Серебриера к лучшим страницам отечественной симфонической музыки конца XIX века.
Вечер открыла Серенада для струнного оркестра П.И.Чайковского, а затем маэстро дирижировал Четвертую эпическую симфонию Александра Глазунова (памяти Антона Рубинштейна) произведение, редко звучащее на концертной эстраде. Однако, Глазунов для Серебриера композитор очень близкий. Маэстро осуществил записи всех симфоний и инструментальных концертов русского классика. Играть Четвертую симфонию с русским оркестром для Хосе Серебриера вдвойне приятно. Яркий национальный колорит, широта мысли и чувственная лирика ощущались в трактовке уругвайского дирижера музыки Александра Глазунова.
Хосе Серебриер: «Это фантастический оркестр, на самом деле один из лучших в мире. В следующем месяце мы с ними поедем на продолжительные гастроли в Южную Америку, а в декабре - в Китай. С самой своей первой встречи в 2010 году я очень сдружился с музыкантами Российского национального оркестра. Я люблю русских артистов. С ними так замечательно работать - это не только великолепный оркестр, у него есть еще и душа.
Если говорить о звуке Российского национального оркестра, то он особенный. В наше время большинство оркестров звучат одинаково, лишь некоторые из них до сих пор сохранили свой родной, неповторимый и совершенный звук. Это - Филадельфийский симфонический оркестр, оркестр Венской Филармонии и Российский национальный оркестр».
Нынешний филармонический концерт Российского национального оркестра проходил в рамках серии «Новое поколение мировых звезд». На московском небосклоне зажглась еще одна искорка Звезда из Норвегии Вильде Франг. Хрупкая, очаровательная девушка сразила публику своей фантастической, виртуозной игрой в Концерте для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса.
Вильде Франг. Фотография с выступления скрипачки на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи
Вильде Франг совершенствовалась игре на скрипке у ведущих педагогов Германии: Анны Чумаченко и Коли Блахера. С 2003 года скрипачка является стипендиатом фонда Анне-Софи Муттер.
Вильде Франг играет на уникальной скрипке работы гениального французского мастера Жана Батиста Вийома.
Концерт Яна Сибелиуса один из любимых в разнообразном репертуаре молодой скрипачки. Вильде уже успела его записать несколько лет назад с оркестром Кельнского радио под управлением Томаса Сондергарда.
Ну а московское выступление Вильде Франг обрамляет продолжительное турне по Германии и Венгрии с Малеровским камерным и лондонским оркестром «Филармония» во главе с финским дирижером Эсой Пекка Салоненом. Концерт Сибелиуса скрипачка исполнит еще и в Люцерне ближайшей осенью вместе с Венскими филармониками под управлением Бернарда Хайтинка.
Вильде Франг: «Я была ещё совсем юной, когда играла этот концерт в первый раз, и не была уверена, что могу сделать его, в основном, не из-за техники. Это преодолимо. А вот эмоции они такие огромные, в Концерте Сибелиуса ты постепенно как бы вырастаешь, взрослеешь, стареешь и узнаёшь различные вещи. Сейчас я играю концерт Сибелиуса с Эсой Пекка Салоненом в Германии, а в Москве с маэстро Серебриером. Он очень внимателен к деталям. Хорошо, когда есть достаточное количество репетиций. С Лондонским оркестром Филармония так бывает, конечно, но, не всегда. Я думаю, что Салонен более связан с Сибелиусом, ведь он тоже финн, а Серебриер - великолепный маэстро, я считаю, наши отношения очень продуктивны».
В исполнении Вильде Франг преобладали суровость и аскетизм, свойственные нордическому темпераменту скрипачки. Виртуозные пассажи, сольные каденции Вильде Франг не всегда идеально сочетались с тяжеловесным аккомпанементом оркестра в контрастной темповой драматургии концерта.
Добавлю, что следующий филармонический концерт Российского национального оркестра вместе с Михаилом Плетневым состоится в начале апреля на сцене Большого зала консерватории, где прозвучат редко исполняемые произведения Н.Черепнина и Н.Голованова.
Виктор Александров из КЗЧ, (радио «Орфей»)