Московский Международный Дом музыки продолжает серию весенних монографических фестивалей, посвященных выдающимся композиторам. В этом году организаторы смотра решили сконцентрироваться на творчестве немецкого композитора-романтика Феликса Мендельсона, которого Роберт Шуман называл «Моцартом XIX столетия».

Музыку Мендельсона можно сравнить с кристаллом, настолько чистая и непосредственная манера письма у этого гениального мелодиста. Не только композиторская слава сопутствовала Мендельсону – он был одаренным дирижером, безупречным пианистом, подлинным подвижником музыки. Именно благодаря Мендельсону была открыта первая немецкая консерватория, произошло возрождение музыки Баха.

И еще одним даром Господь наградил Мендельсона - он был блестящим мастером акварельной живописи. Пейзажные зарисовки Мендельсона, сделанные во время путешествий по Италии, Швейцарии и родной Германии, нашли отражение в художественных альбомах акварелей мастера. Часть репродукций композитора была представлена и в роскошном буклете фестиваля, специально изданным дизайнерским отделом Дома Музыки.

Произведения Феликса Мендельсона сегодня украшают репертуар ведущих оркестров мира, камерных ансамблей и солистов. В Лейпциге, родном городе композитора, на сцене Гевандхауза ежегодно осенью устраивают небольшой фестиваль-посвящение его имени.

Фестиваль Московского Международного Дома музыки представляет масштабную и разнообразную ретроспективу творений немецкого романтика. На днях в Светлановском зале исполнялось позднее крупное сочинение Мендельсона – оратория «Илия» на тексты из Ветхого Завета. Произведение было написано композитором в 1846 году специально для Бирмингемского хорового фестиваля и исполнялось на английском языке. Чаще оратория звучит в немецком варианте, как и в московском концерте.

В исполнении масштабного вокально-оркестрового полотна приняли участие: хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова (хормейстер Алексей Петров), а также Национальный филармонический оркестр России, за пультом которого стоял приглашенный немецкий маэстро, живущий ныне в США, Кен Дэвид Мазур.

Сын великого Курта Мазура последние два сезона активно сотрудничает с коллективом Владимира Спивакова и основную ставку делает на немецкую симфоническую классику. Однако ораторию «Илия» Кен-Дэвид Мазур дирижирует впервые. Символично, что это произошло в России.

Музыку Мендельсона молодой дирижер чувствует очень хорошо. Ведь Кен-Дэвид Мазур большую часть жизни провел в родном Лейпциге, где с юного возраста пел в детском хоре Гевандхауза. Ну и конечно, традиции постижения музыки великих немецких романтиков ему передал отец, выдающийся дирижер Курт Мазур.

Вот и в артистической перед началом концерта Кен-Дэвид Мазур продолжал делать пометки на полях священной партитуры Мендельсона. Музыкант предельно внимателен к каждому нюансу, скрупулезно выверяет штрихи и детали сложнейшей оратории перед концертом.

Кен-Дэвид Мазур: «Я никогда не дирижировал это произведение, и так долго  в своей жизни ждал, когда же, наконец, я смогу осуществить свою мечту. Причина в том, что я очень уважаю не только музыку Мендельсона, но и самого композитора как человека, почитаю образ его жизни, образ его мысли. Конечно, я изучал все хоровые и вокальные сочинения Мендельсона. А оратория «Илия» синтезирует в себе все знания Мендельсона о музыке И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, но, тем не менее, привносит очень много от самого Мендельсона. 

Мне было прекрасно и комфортно себя чувствовать на российской сцене. С коллективом Владимира Спивакова я работаю уже не в первый раз. Тем более удивительно, что ни хор, ни оркестр, ни солисты никогда не исполняли это произведение. Мы вместе проделали очень большую работу, уделяя пристальное внимание мелочам, всему, что относится к музыке».

Среди певцов, занятых в оратории «Илия» Мендельсона, солисты Московского театра «Новая Опера» им. Е.Колобова и Академии Хорового искусства им. В.Попова: Дмитрий Орлов (бас), Алексей Неклюдов (тенор), Валентина Гофер и Алена Аббасова (меццо-сопрано), Алена Саяпина и Анастасия Белукова (сопрано).

Анастасия Белукова: «У меня не очень большая партия, но здесь чувствуется такой драйв… Особенно это заметно в хорах. Потрясающий эпизод, когда призывают огонь – музыка, которая вдохновляет».

Исполнение «Илии» Феликса Мендельсона снискало восторженный прием у публики. И в этом заслуга дирижера Кена-Дэвида Мазура, который сумел увлечь и повести за собой внушительную команду солистов, хора и оркестра.


Фестиваль музыки Мендельсона продлится на сцене Московского дома музыки до 21 марта. В программе малоизвестные в нашей стране произведения немецкого романтика:  

- 13 марта Саулюс Сондецкис вместе с БСО им. Чайковского и хором Мастера хорового пения Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением Льва Конторовича обратится к балладе «Первая Вальпургиева ночь» (на тексты Гёте) и Второй симфонии для солистов, хора и оркестра, имеющей подзаголовок «Хвалебная песнь».

- 15 марта солисты и камерный ансамбль оркестра ГАБТа исполнят юношеские сочинения Мендельсона.

- 18 марта Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и скрипач Надир Хашимов предложат публике популярные творения немецкого классика: Симфонию №4 «Итальянскую» и Скрипичный концерт.

- 19 марта любители камерно-вокальной лирики совершат романтическое путешествие на «Крыльях песни» вместе с немецкими певицами: Анной Луцией Рихтер (сопрано) и Терезой Кронталер (меццо-сопрано);

- Панораму органных сочинений в цикле «Мендельсон и его современники» 21 марта представит органист из Вестфалии Людгер Ломан.

Виктор Александров, радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей