В Санкт-Петербурге на сцене Большого зала филармонии выступил Заслуженный коллектив России оркестр филармонии. Это очередной концерт, посвященный 130-летию коллектива. Программу из сочинений В.А.Моцарта и Р.Штрауса представил Энтони Вит, главный дирижер Варшавского филармонического оркестра и один из самых известных дирижеров современности. Он руководил многими польскими оркестрами, в том числе в Кракове и Катовицах.
Энтони Вит наследник славных дирижерских традиций польской школы. Он учился в Высшей школе музыки Кракова, где его педагогами по дирижированию был Хенрик Чиж, а по композиции Кшиштоф Пендерецкий. Впоследствии в Париже Энтони Вит занимался с Надей Буланже. Необходимо вспомнить и о Витольде Ровицком, которому Вит ассистировал в Варшавском филармоническом оркестре в 1960-х гг.
Страстное желание исполнять музыку композиторов своей страны не покидает Энтони Вита никогда. С национальным оркестром Польского радио Энтони Вит записал огромное количество произведений польских композиторов: от Станислава Монюшко и Кароля Шимановского до современных опусов Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого, Войцеха Килара, Мечислава Карловича и многих других авторов. Благодаря Энтони Виту об этой музыке узнали во многих странах мира.
Каково же сегодня положение оркестров в современной Польше?
Энтони Вит: «У нас все оркестры всё еще получают деньги от государства. У нас нет таких богатых предпринимателей, которые хотели бы платить оркестрам. Наш бюджет, я думаю, на 80% то, что мы получаем от Министерства культуры. Я очень доволен, что дирижеры, которые приезжают на гастроли с Варшавским филармоническим оркестром, всегда испытывают наслаждение от работы с музыкантами. Они рассказывают, что уровень лучший и отношение работы более профессиональное. Так что мы на хорошем пути».
В Петербурге Энтони Вит уже несколько раз бывал с концертами. Очередная встреча с оркестром филармонии навеяла массу воспоминаний.
Виктор Александров: Маэстро, как Вам работалось с коллективом? Легко ли удавалось найти контакт с музыкантами?
Энтони Вит: «Я думаю, что это происходит замечательно. Этот оркестр я знаю и слышал еще с самим Евгением Мравинским в Польше, а потом с другими дирижерами, не только с Юрием Темиркановым, но и с Марисом Янсонсом. Это один из лучших оркестров мира. Моя работа с ним происходит превосходно. Мы играем сочинения, которые знакомы артистам оркестра по работе с другими дирижерами. Я же должен немножко изменить музыкальные детали произведения»
Программу концерта открыла знаменитая 41-я симфония В.А. Моцарта «Юпитер». Оркестр под управлением Энтони Вита играл ровным и мягким звуком. Сочетание грации и возвышенного стиля, оптимизма и легкости было заметно в трактовке польского дирижера.
Пантеизм «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса, которая прозвучала во втором отделении программы, захватил слушателей с первых звуков музыки. Энтони Вит много раз играл эту сверхсложную симфоническую партитуру с разными оркестрами Европы. За запись с Веймарской государственной капеллой маэстро получил множество восторженных откликов прессы. Этот альбом, по отзывам критиков журнала Би-Би-Си, попал в «Лигу Караяна», такой убедительной оказалась интерпретация музыки Рихарда Штрауса Энтони Витом.
Энтони Вит: «Эта симфония мне очень близка. Я дирижировал ее множество раз. Знаю, что петербургский оркестр играл Альпийскую симфонию с самим Евгением Мравинским. Оркестр в этой симфонии очень велик. Невозможно ее играть так часто, но я хорошо помню концерт с Варшавским филармоническим оркестром, когда мы играли эту симфонию Рихарда Штрауса на гастролях в Великобритании в 1991 году».
Энтони Вит слушал множество записей Альпийской симфонии, в том числе и архивную с самим Рихардом Штраусом.
Энтони Вит: «К сожалению, мне не нравится его исполнение. Не знаю, почему. Оно не так верно тому, что композитор написал. Штраус был превосходным дирижером, но Альпийскую симфонию он сочинил в преклонном возрасте, ему было уже за восемьдесят.
Но это большое счастье, что такую волшебную музыку сегодня могут исполнять другие дирижеры на порядок лучше, чем сам композитор. Ведь знаете, я видел самого Игоря Федоровича Стравинского, когда он дирижировал в Варшаве «Жар птицу». Стравинский всегда говорил, что дирижеры не должны интерпретировать его музыку, а следовать исключительно партитуре. Я был очень удивлен, когда Стравинский в одном месте балетной сюиты сделал такое значительное замедление, которого просто нет в партитуре.
Потом, когда я был в Париже и разговаривал с Надей Буланже, близкой подругой Стравинского, я спросил ее: «Скажите, я совершенно не могу понять, ведь Стравинский всегда хотел, чтобы оркестры играли его музыку предельно точно, но сам он в «Жар птице» странным образом так замедлил темпы . На что мне Буланже ответила: «Ооо, мистер, он был уже тогда очень старым » (смеется)
Альпийская симфония Рихарда Штрауса своеобразный дневник путешественника по Баварским Альпам. Красочное звучание оркестра, богатство гармоний и прелестная оркестровка буквально очаровали слушателей, многие из которых впервые слышали эту восхитительную музыку. Штраус задействовал в Альпийской симфонии гигантский четверной состав оркестра, включая вагнеровские тубы, расширенные ударные и орган. Поэтому, сидящие со мной на хорах зрители не всегда могли воочию наблюдать неожиданные соло того или иного исполнителя. Например, в сцене Грозы композитор передает разгул стихии средствами ветряной машины.
Рихард Штраус предпослал небольшую программу своей симфонии. Странствия путника, пейзажи горной местности, шумы природы великолепно переданы композитором средствами оркестрового письма. Энтони Вит добился от оркестра плотного звука, кантилены и одухотворенности исполнения.
Виктор Александров, Санкт-Петербург (радио «Орфей»)
Источник фотографии: The Fryderyk Chopin Institute http://en.chopin.nifc.pl/institute/