Имя Питера Донохоу стало известно московским меломанам в 1982 году. Именно тогда яркое и самобытное выступление на Конкурсе имени Чайковского привело обаятельного британца к эффектной победе, которая ознаменовала новый этап его жизненного пути. С тех самых пор успех и слава стали верными спутниками пианиста в мировых турне. Сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что на записях Донохоу выросло целое поколение музыкантов. Дорогого стоит его тонкая умная трактовка Симфонических концертов Литольфа, издание которых молниеносно стало бестселлером. Совместные выступления Донохоу с такими прославленными дирижёрами, как Лорин Маазель, Эндрю Дэвис, Евгений Светланов, Курт Мазур, Нэеме Ярви и, конечно же, «однокашник» Саймон Рэттл, составили золотую эпоху в истории исполнительского искусства.
Подлинными учителями, раскрывающими не только сокровенные тайны мастерства, но и мудрость жизни, для Питера стали великие супруги: Оливье Мессиан и Ивонн Лорио. Для студентов Гнесинки же возможностью приблизиться к накопленному маэстро опыту стал мастер-класс, который британский пианист согласился дать на следующий день после своего фантастического сольного концерта в Доме музыки.
В приветственном слове, адресованном собравшимся студентам и маститым педагогам, Питер Донохоу говорил о том, что он первый раз посетил Россию тридцать лет назад и много раз приезжал ещё, но сказать, что он знает эту страну, он не может. За эти годы многое изменилось и в России и в мире. Изменилась сама роль музыки в обществе. В годы его юности мир был поделён на два лагеря, была сильна конкуренция между музыкантами. Сегодня дела уже обстоят совсем по-другому. Выдающийся музыкант дал практический совет творческой молодёжи: «Если вы хотите заработать много денег, то вы выбрали не ту специальность».
В ходе мастер-класса подробному исполнительскому анализу было подвергнуто два крупных произведения: сюита Стравинского «Петрушка» и цикл Равеля «Ночные видения». С первым сочинением у маэстро связаны личные воспоминания. Феноменальное исполнение им этой сюиты на конкурсе Чайковского тридцать лет назад определило блестящую победу. Тогдашний член жюри Сергей Доренский говорил, что «Донохоу уверенно показал, насколько он серьёзный артист с серьёзными художественными намерениями». Вызывать в душе маэстро ностальгические ноты доверили лауреату международных конкурсов, выпускнику фортепианного факультета РАМ имени Гнесиных (класс профессора С.Е. Сенкова), а ныне аспиранту Андрею Дубову, у которого с «Петрушкой» тоже особые отношения. В 2011 он участвовал в легендарном конкурсе имени Чайковского, где во втором туре должен был играть три фрагмента из балета, но судьба распорядилась иначе. Так что долгожданный реванш представился Андрею Дубову уже в родных стенах академии. Молодой виртуоз поделился своими эмоциями на этот счёт: «Мне было вдвойне волнительно играть на мастер-классе. Ведь Питер Донохоу был членом жюри на конкурсе, в котором я участвовал. От маэстро я получил очень ценные рекомендации, которые будут полезны не только мне, но и всем, кто присутствовал на мастер-классе».
Тончайшее импрессионистическое кружево пьес Равеля продемонстрировал внук великой пианистки Татьяны Николаевой, юный Арсений Тарасевич-Николаев, студент Московской консерватории имени Чайковского (класс профессора С. Доренского). После исполнения сочинений Донохоу давал практические советы, касающиеся звука, ритма и динамики, сам неоднократно проигрывая коварные места. Маэстро посоветовал пианистам как можно больше аккомпанировать вокалистам, так как они тонко чувствуют дыхание жизни мелодии, мастерски владеют искусством артикуляции. Британский музыкант много шутил, ловко проводя культурные параллели. В ходе беседы зашла жаркая дискуссия о пользе прослушивания записей великих исполнителей во время работы над произведением. Донохоу придерживается мнения, что настоящий пианист должен слушать эти интерпретации несколько отстранённо, чтобы не копировать их в своём исполнении. В пример был приведён комический случай с Ашкенази.
Питер Донохоу: «Владимир Ашкенази, когда был молодым, часто исполнял «Мефисто-вальс» Листа. Он сделал студийную запись этого произведения. Когда звукорежиссёры подчищали звук, то между заключительным пассажем и финальным аккордом, где были шумы, они вставили слишком много тишины. Зато теперь пианисты все как один копируют эту оттяжку».
После мастер-класса Питер Донохоу любезно согласился ответить на вопросы из зала.
Вопрос из зала: Питер, скажите, почему британские музыканты, столь серьёзные на сцене, так много шутят в жизни?
Питер Донохоу: Наша жизнь настолько многообразна, что совсем неплохо, когда сталкиваясь с какими-то грустными событиями, мы стремимся сохранить позитивный настрой. Ко всему надо относиться философски. Великобритания пережила колоссальное количество трагедий. По моему мнению, эти исторические катаклизмы скорее даже подпитывают величие нации и делают её ещё более великой. Извините, мои мысли направились в слишком серьёзное русло. (смеётся)
Вопрос из зала: Питер, как известно, вы долгое время занимались у Оливье Мессиана и Ивонн Лорио. Какой самый важный урок из этих занятий вы вынесли, память о котором сохранилась у вас на всю жизнь?
Питер Донохоу: Я очень много учился у супруги Мессиана, Ивонной Лорио, которая была отменной пианисткой и первой исполнительницей большинства шедевров своего мужа. С Оливье Мессианом достаточно было провести всего лишь несколько минут, чтобы понять насколько глубокая и гениальная перед вами личность. Он повлиял на меня более всего даже не в музыкальном плане, а скорее в общечеловеческом. Он был глубоко верующим человеком, а я нет. Мы всегда вели жаркие дискуссии на эту тему. По мнению Мессиана, вся музыкальная культура проникнута влиянием религии. Он объяснял мне это на конкретных примерах. Также Мессиан говорил, что достаточно играть то, что он сочинил, а уже через это исполнение его религиозные идеи будут воздействовать на аудиторию. Религиозность Мессиана не обязательно призывает к обращению в свою веру. Эта духовная линия идёт от творчества Баха, Франка, Брукнера, Листа, раннего Стравинского. Мессиан был всегда в таком восторге от исполнителей, которые играют его музыку, что никогда не позволял себе критики. Я счастлив, что мне довелось общаться с этим великим композитором, обладающим собственным, совершенно уникальным стилем.
Вопрос из зала: Вы долгое время занимались продвижением музыки современных авторов. Делали записи новейших произведений, исполняли в концертах. Кого бы из композиторов вы выделили на сегодняшний день?
Питер Донохоу: В последнее время я не наблюдаю среди композиторов ярких авторов. Я назову композиторов XXвека: Майкл Типпет, Эдуард Элгар, Артур Блисс. В середине XX века был настоящий расцвет композиторских школ. Постепенно происходило накопление новаторских приёмов, техник, что теперь современные композиторы не могут ярко заявить о себе, как когда-то в своё время Барток, Прокофьев. Тем не менее, есть среди них и высококлассные мастера. В целом, Великобритания очень консервативная страна, поэтому появление чего-то нового связано с большими трудностями, это свойство нашей нации. Мне довелось общаться с Майклом Типпетом. Он был человеком с лёгким сердцем, очень скромным. Он не воспринимал свои произведения всерьёз. В семидесятые годы я репетировал его фортепианный концерт. Это очень сложная партитура, в некоторых местах практически неисполнимая. Оркестр, конечно, приходил в ярость от этого. На репетициях композитор присутствовал в зале и однажды один из оркестрантов решил высказаться: «Типпет, то, что вы написали невозможно сыграть!». А Типпет ответил: «Спасибо, это твои проблемы, а не мои». (зал смеётся) Типпет действительно часто писал на грани возможного. Он верил, как и Бетховен в то, что инструменталисты должны развиваться.
Реплика из зала от Владимира Троппа: Я присутствовал в Манчестере при исполнении Питером трёх фортепианных сонат Типпета. Я бы сам в жизни не стал интересоваться этой музыкой, если бы не Донохоу. Тогда, на концерте я понял, что Типпет действительно великий композитор.
Питер Донохоу: На самом деле Типпет написал четыре фортепианные сонаты, все очень разные. Но чётвёртая соната настолько продолжительна, что просто не вмещалась в рамки концерта. Она длится приблизительно сорок минут. (в зал) У кого есть вопросы попроще? (смеётся)
Вопрос из зала: Как Вы относитесь к творчеству Николая Метнера и играли ли вы когда-нибудь его произведения?
Питер Донохоу: Честно признаюсь, я ни ноты не сыграл Метнера, но с удовольствием слушаю его музыку. Мой друг Хэмиш Милн много играет Метнера, делает записи его произведений. Николай Метнер долгое время жил Великобритании. Вообще же играть музыку композитора в его родной стране, достаточно нервное занятие. Например, Шопена в Варшаве, Бартока в Венгрии. Однако я должен это делать, поскольку я приезжаю в Россию, естественно мне приходится играть русскую музыку.
Материал подготовила Елена Кравцун