Обсуждаем новый законопроект «О культуре». Совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей».
Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Сегодня у нас заключительная программа из цикла, в котором мы обсуждаем проект закона «О культуре Российской Федерации». В обсуждении нам, как всегда, помогает «Парламентская газета», за что мы очень благодарны нашим коллегам. Но главная благодарность, конечно, нашим гостям.
И сегодня у нас в гостях первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Алексеевич Лопатников.
Добрый вечер, Виктор Алексеевич!
Виктор Лопатников: Здравствуйте!
Виктор Алексеевич, культура это, наверное, одна из отраслей, о которой, казалось бы, все знают всё. Но закон «О культуре» является сегодня той инновацией, о которой говорят. Обсуждают и в прессе, и на радиостанциях. И понятно, почему обсуждают. Потому что культура касается каждого. И, наверное, это всё-таки судьба всей России. И поэтому первый вопрос: что Вы думаете о новом проекте закона «О культуре»?
Виктор Лопатников: Надо сказать, что этот проект давно ожидаемый. Над ним велась довольно длительная работа. Надо сказать, что это, с одной стороны, исторически обусловлено и теми реальными процессами, которыми живёт современная Россия. С другой стороны, есть ещё и проблема самого, собственно, художественно-творческого процесса, который испытывает определённые трудности. И общественное мнение действительно полнится самыми разными суждениями и слухами, разговорами о том, что у нас кризис в культуре, что в культуре наступил «ледниковый период» и что мы, так сказать, сдаём культурные позиции по отношению к прежнему художественным и культурным завоеваниям России. Всё это сложило некоторый базис в том, что примем мы закон «О культуре» и таким образом откроется некое новое дыхание, новая волна, новое течение. И все, конечно, ждали и ожидали того, что этот документ выйдет. И таким образом наступит некий новый этап, новое качество в культурной и художественной жизни России.
Надо сказать, что ожидания понятны. Но в какой мере и как законопроект это подтвердит, над этим надо ещё достаточно много работать.
А скажите, пожалуйста. Обычно говорят, что закон работает тогда, когда он отражает жизнь и может влиять на жизнь. Вы представляете регион Республику Алтай. Вы человек, который по долгу службы сегодня в Совете Федерации связываете именно теорию закона с практикой. Что вы видете в законе наиболее позитивное, то что он отражает и что может повлиять на жизнь и развитие нашей культурны. И что в законе, может быть, не отражено, что вам хотелось бы как законодателю?
Виктор Лопатников: Именно эти вопросы меня и занимают в последнее время. Действительно, принципиальный вопрос, что изменится и как реально повлияет законопроект на положение дел, скажем, в художественно-творческом процессе. В том, что должно было быть «равномерным размещением культуры», скажем так, по территории России. Мы ведь прекрасно понимаем, что жизнь столичных городов, городов миллионников и всей остальной территории России существенно отличается. Я имею в виду культурный аспект. И здесь, конечно, у меня есть определенные сомнения в том, что законопроект в этом смысле нам будет полезен. В принципе, мы с вами должны понимать, что сейчас ещё только начинается работа над самим законом. Существует только проект, который ещё не проходил ни одного чтения ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. Существуют рабочие группы, которые только теперь начинают построчно читать этот законопроект. И в этой связи возникает довольно много вопросов, сомнений, которые не могут сейчас дать возможность мне, например, сказать, что в обозримом будущем мы сумеем этот закон провести через законодательные органы.
А всё-таки, если конкретно, то какие новации Вам кажутся удачными, а какие для Вас не близки. Я понимаю, что Вы сомневаетесь в правоприменительной практике этого закона с точки зрения его отражения той асимметрии, которая есть в нашей стране в региональном развитии, когда Москва не является Тюменью, а Тюмень не является Краснодарским карем, да? То есть эта асимметрия не позволяет, наверное, говорить о том, что закон учитывает всю специфику нашего регионального развития?
Виктор Лопатников: Видите ли, что надо повнимательнее всмотреться в сам законотворческий процесс по линии культуры и понять, что мы от него ожидаем. Мне известны эти суждения о том, что если прежний закон девяносто второго года был законом, который служил и относил культуру к сфере услуг, а нынешний закон он открывает простор для творчества, открывает возможности доступности культуры в различных её областях. Я такой точки зрения не разделяю. Закон девяносто второго года был достаточно большим и серьёзным законом, в котором достаточно серьёзно и глубоко прописаны все вопросы, касающиеся условий художественно-творческого процесса и, в частности, свободы творчества. Они достаточно серьёзно звучат. И критиковать закон именно по этой причине нет смысла. И вообще, в принципе, когда я пытался выяснить, в чём же, собственно, недостатки закона девяносто второго года, я толком их так и не услышал. Говорят, что он устарел. В чем устарел?! Понимаете? И в этой связи, конечно же, я должен сказать, что есть большие сомнения в том, что он действительно устарел. Но даже если он устарел, мы сейчас должны сделать такой закон, написать такой закон, который будет служить, так скажем, грядущему столетию, потому что культура не может жить и менять законы через каждые двадцать лет. Для этого нет никаких причин и условий. Если обратимся к истории, мы вспомним, что девяносто второй год, это был год определённой эйфории, когда сложились законодательные органы, когда в законодательных органах было много представителей культуры. Казалось, что мы свернём горы, и это породило определённые иллюзии, касающиеся возможностей финансировать. Скажем, два процента ВВП и шесть процентов из федеральных бюджетов. Этого не происходило, не происходит и, похоже, не произойдёт. Наоборот, в культуре наметился спад, наметился серьёзный откат, который вызывал всеобщее беспокойство, особенно в культурной среде. Академик Лихачёв, человек, который значительную часть остатка своей жизни как раз именно этой тематике посвятил, вынужден был написать «Декларацию прав культуры». Поскольку первое, что его беспокоило это наступление псевдокультуры, наступление таких видов и жанров, которые совершенно не адаптируются к той реально-исторической среде, которой жила Россия все эти годы. Там просматривалось достаточно много тенденций. Все они вам известны. Это и неоавангард в совершенно разных формах. Но самое главное, это движение, касающееся дилетантизма, посредственности, серости в культуре. И на фоне общего падения уровня финансирования культуры, конечно же, возникло вот это ощущение, что культура в опасности. Именно этим был движим академик Лихачёв, я с ним достаточно много был связан, мы были дружны. И вся философия жизни у меня перед глазами. Это главное, что его заботило.
В этой связи «Декларация прав культуры» обсуждалась достаточно серьёзно достаточно глубоко и серьёзно общественности, и культурологической, и практиками. Надо сказать, что документ был оформлен и сделан. И он опубликован в девяносто девятом году. Хочу вам заметить, что есть сторонники у этого документа, которые считаю, что зачем нам новый закон? Новый закон, новое написание закона, его проект он страдает. Прежде всего, если говорить о документе Лихачёва, это документ, который охватывает культуры в целом. Культуру как процесс, как явление, всеобъемлющее явление, в которое нельзя вписать, и куда не вписываются только одни театры, музей, концертные организации и так далее. Нет! Он смотрел на культуру гораздо шире. На культуру как образ жизни, на культуру как философию жизни, на культуру, которая является стимулом жизни. И многими другими вещами, я не буду пересказывать этот законопроект.
И сейчас ещё есть сенаторы и законодатели, которые считают, в сущности, ведь этот документ является всеобъемлющим. Он глубок и серьёзен. Возникли возражения: он декларативен. Но и нынешний законопроект тоже страдает декларативностью!
Главная новация нынешнего законопроекта состоит в том, что он открывает совершенно безбрежные просторы для самореализации, для любых творческих планов, идей, причем, любого вида, любой, надо сказать, этнографической, социальной, нравственной окраски. Причем категорически отвергает любую форму и возможность вмешательства государства, государственных органов в этот процесс. Вот это первое, что является новацией. И я хочу заметить, что в документе примерно в двадцати позициях я отметил эти бесконечные повторы о том, что надо обязательно следить только за этим и это является главным возникает такое ощущение, что авторов законопроекта беспокоило наступление цензуры. И в некоторых интервью, которые звучали на вашем радио, эта тема звучала. Но если мы посмотрим на наши современные реальности где эта цензура и в чем она себя проявляет?! Поэтому надо ещё очень глубоко над этим подумать, в какой форме и как это должно быть увязано с такой проблемой, с таким направлением, как государственное участие в культурном проекте.
Совершенно ясно, что многие европейские страны по-разному, но глубоко вмешиваются в культурный процесс формирования возьмем Францию и кинематограф, где в соответствии с федеральными законами ограничивается количество иностранных фильмов, развиваются отечественные фильмы для того, чтобы отечественный образ жизни и культуру нации каким-то образом проецировать в головы людей. Все по-разному смотрят на госрегулирование. Какова Ваша позиция?
Виктор Лопатников: Моя позиция вполне определённа. И здесь необходимо участие государства. В организации художественно-творческого процесса, его продвижении, в направлениях. Дело в том, что в законопроекте как раз говорится о том, что должна быть государственная политика в сфере культуры. Но совершенно не сказано, из чего она должна состоять. Этого в законопроекте нет. Если в законопроекте девяносто второго года были такие слова, как «преференции», «государственные приоритеты» в том чтобы определенные тематические направления
Для поддержки детского кино и так далее.
Виктор Лопатников: Да. В этом документе этого нет. Поэтому, я повторяю, здесь предстоит ещё детальное прочтение положений этого законопроекта. Хотя в нем, конечно, несомненно, есть очень важные вещи, например, отдельная статья, посвященная развитию материальной базы учреждений культуры, и создание культурно-просветительных комплексов. Да. Тема, конечно, очень интересная. Но в законопроекте она звучит абсолютно описательно. И в таком виде она абсолютно невыполнима.
Без механизма.
Виктор Лопатников: Конечно. Для этого, я считаю, нужен отдельные закон, который будет касаться развития, материальной базы культуры в регионах России. Должны быть типовые проекты, должны быть определённые нормативы, где и как они должны быть размещены.
Вот мы, например, слышим о том, что должно быть построено шестьсот стадионов футбольных полей. Вопрос, конечно, почему шестьсот, а не шестьсот три ну, так решили. А вот что мы построим? Какие это будут комплексы? Мы ведь прекрасно видим, что материальная база то что раньше называлось дворцами культуры, домами культуры это всё пришло в ветхость, пришло в негодность. У нас должны быть какие-то модульные проекты, где бы вмешалось всё то, чем жила всегда российская провинция. Где существовали не только библиотека и читальный зал, но были и классы для внеклассных занятий, были кружки, был небольшой зал, где проходили соответствующие репетиции и подготовки. К сожалению, этим страдают и субъекты, которые я представляю, республика Алтай да если бы только он! Потому что за время исполнения своих обязанностей я объехал половину российских регионов. Прежде всего севера. Я посмотрел, в каких условиях там живут учреждения культуры, особенно вдали от областных центров здесь у нас огромный объём работы! И в этом направлении, к сожалению, закон только намечает. Но здесь, мне кажется, нужно будет и будем думать над тем, чтобы был отдельный закон.
Ваши оппоненты, наверное, считают, что закон написан как рамочный и в данном случае будет дальше детализация или в подзаконных актах, или постановлениях правительства и так далее.
Виктор Лопатников: Да. Есть такая точка зрения. В отношении не только к этому законопроекту, но и к другим. Этот путь бесперспективен. Мы знаем, с каким трудом проходили все другие законопроекты, касающиеся проблем культуры. Скажем, по охране памятников истории и культуры, по детскому художественному образованию, по музейному делу. И если мы будем такими же темпами двигаться, то этот законопроект будет лежать мёртвым грузом, ничего принципиально не меняя.
Вот, например, проблема финансирования культуры. Одна из проблем, которая присутствует постоянно на всех форумах проблема недофинансирования культуры и, как следствие, её недовостребованность. Да, наверное, это так. Но, исходя из реальности, мы должны видеть, что государство в обозримом будущем увеличить финансирование культуры не может. Объёмы финансирования не могут быть увеличены. Это, к сожалению, реальность. Значит, нам нужно искать новые источники финансирования. И они существуют. Прежде всего это частно-предпринимательская активность и возможности частных предпринимателей. С одной стороны, это меценатская деятельность. К сожалению, закон лежит и не работает. А в этом смысле даже Лихачёв в своём проекте пошёл гораздо дальше. Да, наш законопроект не отвергает - в любых формах давайте, и мы обещаем вам какие-то (какие неизвестно) льготы, преференции, снижение налогового бремени и так далее. Но это не разговор! Значит, должен быть конкретный закон. Дальше Дмитрий Сергеевич говорил о том, что каждый даритель должен быть твёрдо уверен и это внесено в документы и после смерти что его дарение, его взнос израсходован, внесён именно туда, куда он его вложил.
Целевое использование.
Виктор Лопатников: Этого, к сожалению, в законе нет. Теперь, часто упоминается частно-предпринимательское партёрство. Да, это очень хорошая форма. Она существовала в России ещё издревле, ещё в семнадцатом, восемнадцатом веке эта форма присутствовала. Но она определённым образом была организована, выстроена. Не просто декларативно. Опять же, это всё должно быть прописано в соответствующих законах. Люди готовы давать деньги готовы давать. И это я слышу и вижу. Но говорят, давайте мы всё-таки договоримся о правилах. Как они точно войдут в описываемую нами нужду, потребность? Люди это чувствуют, понимают. И готовы это делать. Так что, и здесь ещё нужно сначала написать закон о благотворительной деятельности. Второй закон о частно-предпринимательской деятельности в сфере культуры. Это будет та необходимая преамбула, которая должна будет вдохновить людей на реальную работу.
Я хочу сказать, что по нашему настоянию, Совета Федерации, законопроект сейчас выставлен в Интернете, представлен для широкого обсуждения общественности. И должен вам сказать, что мы получаем очень серьёзные, очень жёсткие отклики и даже требования отклонить этот законопроект. Именно потому что в нём не сбалансировано выписаны и интересы творческой личности, и интересы общества, и интересы государства. Для этого, собственно, законы и пишутся. Но здесь люди не прочитывают этого. Поэтому нам ещё предстоит достаточно много работать и с теми возражениями а они очень конкретные. Они поступают к нам в течение этого года. Взвешенные, аргументированные. Поэтому, я думаю, что и радио «Орфей» не должно обольщаться и думать, что на этом всё закончится. Да. Это можно считать предтечей. И отступаться от этого закона никто не будет. Но мы должны так над ним работать, чтобы он действительно служил и обществу, и творческой личности, и чтобы они приумножал культурное достояние. В этом нам, конечно, ещё немало предстоит поработать.
Наверное, это вполне логично, то что Вы говорите. И, более того, задачей Совета Федерации, и, в частности, и сенаторов, всегда было адаптировать закон к интересам регионов. И дать ему жизнь, чтобы он не висел над жизнью, а непосредственно сопровождал её. Скажите, каким образом вы будете работать над законом? Потому что у Вас интересная республика. Интересна, потому что она бурно развивается в области туризма. И, естественно, туризм, культура всё это сегодня ассоциируется с вашим регионом, который Вы представляете. В данном случае этот законопроект, если его нанизывать на реалии жизни региона, каким образом Вы будете формировать свою позицию, свои поправки?
Виктор Лопатников: В данном случае, действительно, Республика Алтай это наиболее динамично развивающийся регион Сибири. Действительно, Россия нуждается, Сибирь нуждается в том, чтобы был мощный развитой центр туризма, поскольку людям, проживающим в Сибири, доезжать до наших курортов неподъёмно. В этом направлении реализуется и государственная политика, и региональная политика, и политика муниципалитетов. Активно развивается индивидуальный туризм. Туризм, будем говорить так, в форме частно-предпринимательской деятельности, малого бизнеса, «дикий туризм», как мы говорим. В течение двух трех месяцев бывают там до двух миллионов и больше туристов. Одновременно с этим строятся соответствующие комплексы и развиваются базы, поскольку наследие тоже известное - в форме советских турбаз тоже уже достаточно адаптировалось. В этом смысле, конечно, закон в данном случае придаёт некоторый общеполитический пафос этой деятельности, но, повторяю, вопросы решаются именно таким путём. Частно-предпринимательское партнёрство. Это вопросы, связанные с привлечением ресурсов крупных компаний, которые хотели бы и считают теперь престижным иметь в горном Алтае соответствующие здравницы, соответствующие условия. Это формирует определённую занятость. Это формирует и развивает инфраструктуру. Сейчас ведётся реконструкция Чуйского тракта. Это будет мощнейшая магистраль, которая будет пролегать через всю республику и далее, за рубеж. Сейчас развивается строительство туристического комплекса. Так называемой «свободной зоны туристического типа». Ведётся её мощное строительство. Поэтому здесь, как говорят, нужно только время и, естественно, как говорят, усилия со всех сторон. Они в данном случае присутствуют.
У вас сейчас строится великолепный уникальный музей, насколько я знаю.
Виктор Лопатников: Да, я был недавно на стройке. Это будет, действительно, очень событийным делом. Туда перенесут знаменитую принцессу Укока. Это сенсационное археологическое открытие, которое было сделано там, в республике. И будет специальный саркофаг и место её хронения. Как, впрочем, там достаточно развитая национальная культура. Нигде, по сути дела, в России, из российских субъектов федерации, национальным героем республики не является художник. Там Чорос-Гуркин, ученик Репина и Шишкина, художник очень яркого дарования. Кроме того, и национальный лидер. Ему выстроен огромный памятник в центре Горно-Алтайска. На него ровняется и на него ориентируется национальная среда республики. Она, кстати, очень толерантна, очень благожелательна, которая по-настоящему с пониманием относится ко всем новациям, которые постепенно формируются и прорастают в этой республике. Так что здесь достаточно хорошие, на мой взгляд, перспективы.
Очень символично, когда символ республики это художник. Это на самом деле, наверное, высший пилотаж культуры региона.
Виктор Лопатников: Да.
Вам просто повезло с регионом, могу это сказать Вам.
А как Вы будете обсуждать с представителями культуры, или, может быть, уже обсуждали, этот законопроект? Какова реакция вашего региона? Какие есть основные замечания?
Виктор Лопатников: В данном случае, замечания мы ещё услышим. Нам нужно, чтобы люди его почитали и вошли в него. Ведь нет такой спешности. Он не реализует проблемы, например, немедленного финансирования. Вот здесь можно спокойно, как говорится, руководствуясь здравым смыслом и трезвым расчётом, спокойно заниматься и думать, и работать, и обсуждать.
В Республике Алтай намечено в июне месяце проведение круглого стола по проблемам взаимодействия культур на евразийском пространстве. Конечно, разговор не сведётся только к вопросам взаимодействия и историческим процессам, которые связывают два народа. Конечно же, пойдёт речь и об этом документе.
В начале июня в Костроме состоится тоже достаточно мощный парламентский форум, посвященный историко-культурному наследию России. В повестке дня законопроект «О культуре» и проблемы развития нематериальной культуры. К сожалению, эта тема вышла за пределы данного законопроекта. Как, впрочем, за пределы законопроекта вышли и проблемы роли телевидения. Это совершенно необъяснимо и непонятно, потому что телевидение сейчас является одним из факторов, формирующим духовную атмосферу и в обществе. И относить это, как там говорят, на пятнадцатый год, когда телевидение перейдёт «на цифру», это ведь не аргументы! Переведём-то «на цифру», но какое наполнение будет? Что изменится? Структура людей, подходы, наполнение вещания? Поэтому здесь тоже нужно достаточно хорошо подумать, прежде чем выпускать в свет этот законопроект.
Мне хотелось бы задать вопрос как исполняющий обязанности ректора Университета культуры и искусств как Вы рассматриваете роль образования? И насколько отражено в законе именно духовное образование, развитие творчества? Насколько полно? Или нужно это как-то детализировать?
Виктор Лопатников: Нужно детализировать. И нужно, конечно, смотреть на это сквозь призму, опять же, этой абсолютной свободы. Если все могут свободно делать, всё что хотят, значит, надо исходить из этого. Собственно, зачем тогда научно-исследовательские институты, зачем вот эти систему образования? Зачем нужно именно тщательно, на протяжении чуть ли не пяти лет обучать людей профессии, разным жанрам, не говоря уже о теории искусства и обо всём остальном? Значит, эти люди должны быть востребованы! Они должны быть заняты. Не просто
Свободное распределение.
Виктор Лопатников: Да! Надо знать, где они будут и как они будут служить! В этом смысле наш законопроект страдает тем, что вообще в нём отсутствует понятия «экспертная оценка», «общественные советы», «художественные советы» - те органы, которые исторически мы не говорим о цензуре, мы говорим о тех самых общественных оценках, о том профессиональном суждении, которое ждёт наша новейшая литература, все новации, которые нам предлагают так называемые невейшие формы неоавангарда. Мы это всё знаем, видим. Пока там не так много есть ярких талантливых открытий. Это, может быть, существует. Но это должно быть подвергнуто и соответствующему анализу. Общественность должна знать о чем, почему. Это не должно быть каким-то камерным, богемным, так сказать, кругом, в котором сами себя хвалят, и сами себе всё это формируют. Поэтому, конечно же, эта среда профессиональных людей, профессиональных кадров действительно необходима. Она должна быть востребована.
Но за всем этим должна поспевать и инфраструктура. Потому что мощнейший институт есть, например, в Питере. Их два в Петербурге. Это Институт профсоюзов во главе с ректором Запесоцким. И второй институт, исторически сложившийся некогда бывший библиотечным. В Москве есть крупнейший вуз; другие существуют вузы. Поэтому вопрос гармонизации этих взаимоотношений между системой творчества и возможностью питать её соответствующими кадрами, конечно, ещё нуждается, чтобы её прописать в этом законопроекте.
Я не скрою, Виктор Алексеевич, мне было очень приятно беседовать с Вами, потому что у нас откровенный разговор. Часто законопроекты, когда обсуждают, пытаются придать этому обсуждению вид, что на самом деле всё хорошо. Когда его доработаем, то он будет ещё лучше. Мне очень приятно, что у нас сегодня, пусть, пятница вечер, но разговор был такой вот откровенный, так как он, наверное, очень заинтересованный. Потому что культура это то что связано с каждым из нас. С нашими семьями, с будущим всей России и каждого из нас в отдельности. К сожалению, время нашей программы подошло к концу. Это была заключительная программа из цикла, в котором мы обсуждаем проект закона «О культуре в Российской Федерации». Её гостем был первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Алексеевич Лопатников.
Спасибо Вам большое, Виктор Алексеевич.
Виктор Лопатников: Благодарю Вас.
Со следующей пятницы в эфире вновь будет выходить всеми вами любимая программа «Не из той оперы».