Дмитрий Шостакович до сих пор остаётся одним из самых загадочных и спорных великих творцов XX века. Его сочинения воспринимаются неоднозначно. Каждый ищет в них драматические свидетельства того времени и отношение автора к ним, что и порождает несметное количество толкований скрытых музыкальных символов. Не избежала участи двойных стандартов и  опера «Леди Макбет Мценского уезда». Её истолковывали то, как музыкальное иносказание, восхваляющее власть в период коллективизации, то, наоборот, как свидетельство эпохи, критикующее грубость и низость социалистического строя. Сегодня эти споры уже не имеют смысла.

Для современного человека на первый план выходит не острое классовое противостояние, а личный психологический конфликт, трагедия роковой любви сильной красивой женщины. В этом смысле полное обнажение центрального  нерва произведения возможно именно в концертном исполнении оперы Шостаковича. Знал это и Мстислав Ростропович, который в юбилейный для композитора 1996 год  сам дирижировал концертным исполнением «Леди Макбет» в Санкт-Петербурге. Поэтому открытие III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича этим шедевром вдвойне символично. И как приношение Шостаковичу-композитору, и как дань величию Ростроповича-дирижёра. Ведь именно он открыл миру первую редакцию сочинения, которое считал величайшей оперой XX века.

В своём приветствии министр культуры Александр Авдеев поздравил всех присутствующих в Большом зале консерватории с открытием и назвал фестиваль «центральным событием в культурной жизни страны». Идея открыть концертную программу исполнением «Леди Макбет» принадлежит Ольге Ростропович, Президенту фонда Мстислава Ростроповича и художественному руководителю фестиваля: «Страшнее, чем говорить речь с этой сцены, наверное, только петь в сегодняшнем концерте. Сегодня фигура моего любимого папы объединит вокруг себя друзей, единомышленников, истинных ценителей искусства в этом замечательном, любимом им зале с его любимым, величайшим произведением обожаемого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мне очень тяжело говорить. Несмотря на то, что прошло уже пять лет со дня смерти папы, его присутствие всё больше и больше чувствуется. Сейчас, когда я вижу в зале лица его друзей, родных у меня такое  ощущение, что мы собрались в гостиной на его Дне рождения, и он вот-вот выйдет из-за сцены».

Во вступительном слове ведущий концерта Святослав Бэлза  рассказал о значении Шостаковича в жизни маэстро: «Мстислав Ростропович был не только великим музыкантом. Он также обладал удивительным даром невероятно располагать к себе людей в силу огромного личного обаяния. Мы знаем, что многие композиторы посвящали ему свои произведения. Однако Шостакович занимает особое место в биографии Мстислава Леопольдовича. Он сам признавался: «Мир Шостаковича неотделим от моего. Я живу вслед  за ним. Играть Шостаковича, быть его современником  - великая гордость». Перефразируя маэстро, нас тоже наполняет счастье и гордость, что мы были современниками Шостаковича и Ростроповича. Чету Ростропович-Вишневская с Дмитрием Дмитриевичем связывала не только творческая, но и человеческая, проникновенная дружба. Два виолончельных концерта посвящены маэстро, вокальные произведения посвящались Галине Павловне. В том, что сегодня прозвучит «Леди Макбет», есть особый смысл. У этой великой оперы трагическая история. Написанная двадцатипятилетним композитором в 1932 году, она была поставлена во многих театрах, в том числе и за рубежом. Самосуд называл эту оперу «эпохой». В январе 1936 года главный меломан страны посетил спектакль  и уже 27 января появляется разгромная статья в «Правде» со знаменитым названием «Сумбур вместо музыки». Создателя обвиняют в формализме, натурализме. Это стало глубочайшей травмой для композитора. Несколько десятилетий спустя он вернулся к этой опере и сделал вторую редакцию, после чего она была поставлена в 1962 году. А уже в 1966 году появился знаменитый фильм-опера, где в главной роли блистала Галина Павловна. Ростропович дирижировал этой оперой. Его последнее концертное выступление в Москве тоже было мистическим образом связано с памятью Шостаковича. Оно состоялось 25 сентября 2006 года, в день столетия композитора. После этого концерта в нашей стране маэстро уже больше не выступал. Вот почему сегодня прозвучит именно «Леди Макбет Мценского уезда» в первой редакции».

Состав исполнителей в этот вечер поразил бы воображение даже самого искушённого меломана. Огромный симфонический оркестр «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского был дополнен музыкантами из Великобритании, которые ещё помнят дирижёрский штрих самого Ростроповича. Головокружительные темпы, саркастические пассажи и трагические кульминации, яростная звуковая экспансия  и в то же время тонкая дифференциация оркестровых красок создали экспрессионистическую атмосферу  катастрофы, ощущения «на грани». В музыкальной ткани ярко проявились парадоксальные истоки театральной природы Шостаковича: от Даргомыжского с его «Каменным гостем» через Мусоргского, Малера и даже Шёнберга с его Sprechstimme. Некоторые картины, особенно моменты затаённой тишины,  ариозо Катерины «Ласки, ласки просит тело» и свадебный хор «Катерина краше солнца в небе»  с эсхатологическим символом кровавого светила наводят на устойчивые ассоциации с оперой Берга «Воццек», хотя от «Леди Макбет» их отделяет целое десятилетие.

Центральную роль Леди Макбет исполнила ведущая солистка Мариинского театра, певица с мировым именем, Татьяна Павловская. Нордический облик примадонны оттеняло алое платье, символизирующее не только роковую любовь, но и кровь, которую она не раз прольёт, смятая таким страшным образом препятствия на пути к личному счастью. Возможно, Павловская слишком увлеклась образом леди с ледяным взором. Катерина Измайлова получилась холодной дамой с эффектным жестом, скорее шекспировской Макбет, нежели лесковской мещанкой. Однако свою ариозно-речитативную партию примадонна Мариинки провела блестяще, властно вовлекая слушателя в волнующий мир музыки Шостаковича. Сергея,  ветряного любовника Катерины пел выпускник Центра Галины Вишневской, Сергей Поляков. Созданный им образ пустой, сладкой красоты весьма соответствовал характеру персонажа. Настоящим триумфатором стал Владимир Ванеев в роли Бориса Тимофеевича. Его уникальный драматический дар поражал с каждым номером всё новыми гранями: то мужское самодовольство, то жгучая ненависть к невестке, опорочившей имя, то мучительный страх боли и смерти. Настоящим украшением вечера стало камео Андрея Попова в роли Задрипанного мужичонки. Его харизма и актёрское обаяние сквозили в каждом жесте, в каждой ужимке, вплоть до эффектного побега со сцены в зал в конце первого отделения. Особого внимания заслуживает финальная сцена гибели Катерины и Сонетки, после которой ещё долго не можешь оправиться от смятения чувств. Грозный и трагический последний аккорд, прозвучавший незадолго до полуночи, лишь подводит сценический итог драмы,  тогда как истинный исход, подлинная катастрофа наступает внутри слушателя.

Елена Кравцун с открытия III международного фестиваля Мстислава Ростроповича из Большого зала консерватории имени П.И Чайковского

Фото - Александр Куров (Источник: Официальный сайт III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича - http://rostropovichfestival.ru/)

 

Вернуться к списку новостей