Нет, не первое. Когда я работала в Большом театре (1984-1992), я ездила выступать во многие театры тогда еще СССР, но после перерыва в 18 лет со времени моего отъезда из России, выступление в Самаре будет первым на нестоличной сцене. Фестиваль носит имя великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой. Что для Вас значит это имя?
Недавно я посмотрела фильм об Ирине Константиновне и была потрясена ее техникой пения. Она сейчас ушла, эта техника, ее нет больше ушли великие мастера, великие певцы, которые владели этой техникой. И это очень обидно, потому что это искусство было просто удивительно.
То есть для Вас искусство Архиповой это эталон пения?
У меня вообще нет по жизни эталонов, но это - один из величайших примеров, на которые можно равняться.
Когда Вы пришли в Большой театр, Ирина Константиновна еще выступала на его сцене и Вы неоднократно имели возможность видеть ее в очень разном репертуаре. Какие партии, воплощенные Архиповой - это Золотой фонд русского оперного исполнительства?
Все что она пела, все партии, в которых выступала - это Золотой фонд. Каждый спектакль-это было выдающееся исполнение выдающегося человека, удивительное по своей внутренней силе и собранности, умению концентрироваться и умению вести себя на сцене. Это и Марфа в «Хованщине», и Любаша в «Царской невесте», Весна в «Снегурочке» В любой партии, абсолютно любой, она была королевой.
Ваши партнеры по сцене - величайшие певцы, начиная от всех представителей знаменитой тройки теноров «Паваротти-Доминго Каррерас»?
Впервые Паваротти пригласил меня на концерт из серии «Паваротти и друзья». Это было в 1998 году в огромном зале Линкольн-центра. В 2001 году на родине Паваротти в Модене я пела на юбилее, посвященном 40-летию его творческой деятельности. Тогда был собран просто грандиозный оперный гала-концерт, на котором выступили как знаменитые, так и молодые певцы со всего мира.-Хосе Каррерас, Рената Скотто, Руджеро Раймонди, Роберто Аланья, Эйприл Мило. Пела я с Паваротти и на 60-летнем юбилее Доминго в «Метрополитен-опере».
А с Доминго вы пели и в спектаклях?
Да, мы работали вместе очень много. Вообще, я не раз пела с ним и как с партнером и как с дирижером. Когда он стоял за пультом, я была его первой Кармен в Венской опере и первой Ульрикой в Вашингтоне. И это оказалось и необычайно интересно и отчасти забавно, потому что на этих своих дирижерских дебютах он очень волновался. Очень запомнился спектакль «Кармен» в Мюнхене, который мы пели вместе, посвященный 25-летию творческой деятельности Доминго на сцене Баварской государственной оперы. Вокруг этого события разгорелся страшный ажиотаж - и фирма BMW впервые сделала и установила, на площади перед театром, огромный проекционный экран, на котором велась прямая трансляция. В тот вечер на площади собралось порядка 17-ти тысяч человек. Затем с Доминго мы пели «Самсона и Далилу» на сцене парижской «Гранд-опера» в историческом зале Дворца Гарнье. Это было концертное исполнение, также по поводу его юбилея в этом театре. Мне же по случаю этого торжественного исполнения было сшито великолепное платье от Сен-Лорана и один дорогой ювелирный магазин предоставил драгоценности на полмиллиона долларов. Зрительный зал в тот вечер просто ломился от элитной публики-всяких знаменитостей от мира музыки и мира моды.
Каков Ваш идеал сценического партнера?
Потрясающим, одним из лучших партнеров был Хосе Каррерас. Не смотря на его крошечный рост (по сравнению с моим ростом), с ним на сцене было просто удивительно!
У него такие живые реакции были на все - так, мы делали вместе «Кармен», и я выучила несколько не совсем приличных медитерранских жестов, и всегда, когда я их делала - у него просто искры из глаз сыпались. Она очень важна - реакция партнера.
Очень хороший партнер-Нил Шикофф, не смотря на то, что у нас вначале был довольно сложный контакт - он очень не простой человек. Кстати, именно с Нилом Шикоффом в Баварской опере на спектакле «Кармен» с моим участием произошла «трагическая» история, когда он в запале игры и страсти очень неудачно ударил меня ножом и разрезал руку. Спектакль для меня закончился в больнице - мне наложили четыре шва. Но сейчас мы - большие друзья и работали вместе множество раз.
Вы поете на лучших мировых оперных сценах. Дебют в каком театре и в какой партии был для Вас особенно памятным?
У меня все дебюты были особенными. Без единой репетиции я дебютировала в Венской опере в «Бал-маскараде» Верди, также без единой репетиции в «Метрополитен-опере» в «Трубадуре». Перед спектаклем «Кармен» в «Арена ди Верона» мне в классе объяснили мизансцены, открыли дверь, и выпустили на сцену, где в зале сидело 27 тысяч зрителей.
И Ваш знаменитый дебют в Ла Скала в 1989 году, тогда еще в составе труппы Большого театра в партии Вани в опере «Жизнь за царя» Глинки, первый международный триумф, да еще у такой привередливой аудитории, как публика в Ла-Скала?
Да, это был мой первый дебют, очень трогательный. Публика все время сыпала на меня сверху мелкие бумажки. Уже потом я узнала, что это было выражение высшей степени признательности - вот так меня принимала публика в Ла-Скала, хотя тогда меня никто еще не знал, я не была знаменитой артисткой.
В галерее спетых Вами ролей, конечно, есть любимая?
Это Марфа в «Хованщине» Мусоргского.
Не Кармен?
Кармен-одна из самых любимых, я ее спела более 250 раз в 22 постановках, но самая любимая-это Марфа.
А есть какие-то партии, которые Вам бы хотелось включить в свой репертуар?
Мне бы очень хотелось спеть Шарлотту в «Вертере» Массне, но с моим голосом получить эту роль сложно, считается, что у меня очень большой и тяжелый голос, а сейчас обычно Шарлотту поют голоса более легкие. Еще я бы хотела спеть Любашу в «Царской невесте» - роль с музыкально-драматической точки зрения поистине благодатная. Я ее еще до сих пор не пела - на Западе эта опера ставится крайне редко.
Елена Арнольдовна, Вы сделали впечатляющую карьеру, Вы знаете все о мире оперы. Что Вы можете пожелать молодым певцам из России, которые мечтают о большой мировой карьере? Каков он, рецепт успеха?
Рецепта успеха не существует. А молодым певцам, если они попадут на Запад - нужно быть очень внимательными к репертуару, который они собираются петь. Сейчас агенты не выращивают певцов, как раньше, не подводят постепенно, а предпочитают занимать молодых в том репертуаре, который наиболее востребован это тяжелый репертуар, который никто из маститых не хочет петь. В последнее время все чаще случаи, когда молодые перспективные певцы теряют голос после 5-6 лет карьеры. Надо не бояться говорить « нет» - это, конечно сложный момент, потому что молодой человек думает, что вот, сейчас он откажется, и больше его никогда не пригласят. Хотя такой вариант тоже к сожалению возможен. У каждого свой путь, свой характер и свои возможности - каждый должен развивать именно свои данные, а не пытаться изображать кого-то. Кстати, на этом тоже многие певцы горят сейчас - когда начинают изображать из себя Великих оперных Див. А сейчас - не время Див - это время уже прошло. Я не знаю как обстоит дело в России, а на Западе те Дивы, которые еще остались, уже перестали быть Дивами в изначальном смысле этого слова, потому что поняли, что сейчас в оперном мире все ориентировано на режиссеров и певец уже не играет ведущей роли как раньше. Рецепта успеха не существует, успех заложен изначально в артисте, но нужно иметь очень много качеств, что бы иметь успех.
А каков этот комплекс поВашему?