Фестиваль посвящен великой русской певице, гордости отечественной вокальной школы. «Царица русской оперы», звезда мировой оперной сцены, Ирина Архипова была удостоена всех высших наград и званий СССР и России. Ее имя как самой титулованной российской певицы занесено в Книгу рекордов Гиннеса.
Ирина Константиновна на протяжении многих лет была тесно связана с культурой Самары, выступала на самарской сцене в партиях Любаши («Царская невеста», 1972 г.) и Графини («Пиковая дама», 1982 г.), возглавляла жюри конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (1997 г.). В 1995 и 2000 гг. при ее непосредственном участии и поддержке Фонда Ирины Архиповой в Самаре проводились фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет».
В память великой певицы по инициативе самарского искусствоведа, заслуженного работника культуры РФ С.П. Хумарьян при участии Фонда Ирины Архиповой в 2012 г. в Самаре родился новый фестиваль «Международный оперный фестиваль им. Ирины Архиповой». В спектаклях самарского театра будут участвовать выдающиеся оперные солисты ведущих оперных театров России и яркие представители творческой молодежи участники программы Фонда Ирины Архиповой «Опера новое поколение».
В афише Первого Международного оперного фестиваля им. Ирины Архиповой» - 4 оперных спектакля и эксклюзивная концертная программа Passione D’Amore.
Открытие фестиваля - опера А. Бородина «Князь Игорь» (27 марта в 18:00).
Ирина Константиновна Архипова
(02.01.1925 11.02.2010)
Великая русская оперная певица, во многом определившая облик вокального искусства второй половины XX века, умножившая мировую славу России как культурной сверхдержавы, солистка Государственного Академического Большого театра СССР, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, лауреат многих профессиональных премий, обладательница государственных и общественных наград, перечень которых настолько впечатляющ, что Ирина Архипова занесена в Российскую книгу рекордов как самая титулованная певица России.
С 1967 года бессменный председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки, в 1966 и 1970 гг. член жюри, а с 1978 г. неоднократный председатель жюри в разделе «Сольное пение» Международного конкурса им. П.И. Чайковского, член жюри многих европейских международных конкурсов вокалистов. Профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Ее искусству рукоплескал весь мир. В лучших оперных театрах мира ее партнерами выступали многие великие певцы XX века: Марио дель Монако, Монсеррат Кабалье, Грейс Бамбри, Николай Гяуров и многие др.
Самарцы гордятся тридцатилетней дружбой с великой певицей и незаурядной личностью. И. Архипова выступала в спектаклях нашего театра в партиях Любаши («Царская невеста», 1972) и Графини («Пиковая дама», 1992). В 1995 и 2000 гг. проводила фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет» с участием выдающихся мастеров мировой оперы и творческой молодежи.
В сентябре 1997 г. в Самаре проходил XVII Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, в котором приняли участие более 100 молодых певцов.
Владислав Пьявко о Международном оперном фестивале имени И.К. Архиповой
Насколько знаменательно ли для Вас проведение Международного фестиваля имени И.К. Архиповой именно в Самаре?
- Самара город, который очень много значит для меня. Мои самые первые в жизни гастроли с Ириной Константиновной были именно в этом городе, именно в этом театре, причем в знаковой для нас обоих опере «Кармен». Такое не забывается. Потом я много пел в Вашем театре, и вместе с Ириной Константиновной, и сам нередко гастролировал, с удовольствием выступал с замечательными солистами оперной труппы Куйбышевского, затем Самарского театра. Для Ирины Константиновны Самара знаменательна еще и тем, что здесь проводились отборочные прослушивания для всероссийских и международных конкурсов вокалистов, и прошел ХYII конкурс вокалистов имени Глинки, ставший ярким событием в музыкальной жизни всей России. Здесь проходил и фестиваль «Ирина Архипова представляет». И я счастлив, что фестиваль имени Ирины Архиповой проходит в этом прекрасном городе, с чудесной публикой, городе, где у меня много друзей, и надеюсь, будет еще больше после нашего фестиваля. Я благодарен Светлане Петровне Хумарьян, Александру Михайловичу Анисимову, Наталье Степановне Глуховой за то, что это стало возможным.
Важным ли Вы считаете организацию и проведение именных музыкальных фестивалей?
- Бесспорно, очень важным. Имя дает фестивалю драгоценную индивидуальность, «лица необщее выраженье». Имя определяет концепцию фестиваля, во многом его репертуар. В фестивале имени Ирины Архиповой главное то, что среди его участников выдающиеся мастера современной оперной сцены, в творческом становлении которых принимала участие Ирина Константиновна, и молодые артисты, начавшие свою карьеру по ее благословению, замеченные ею на конкурсе имени Глинки, привлеченные к участию в программах Фонда Имя Ирины Константиновны Архиповой так же служит российскому искусству и помогает молодым, как это было при ее жизни
Каковы Ваши любимые оперные партии?
Я на этот вопрос всегда отвечаю, что у меня нет нелюбимых. Но в последнее время мне особенно близки Отелло и Канио в «Паяцах». Это неслучайно. Герои тенора это герои романтические, естественно, они молоды. И Герман, и Каварадосси, и Манрико, и Водемон, и Радамес молодые люди. Я же в прошлом году отпраздновал довольно-таки солидный юбилей. И думаю, что воплощать на театральной сцене молодых людей уже не имею права, в концерте, правда, еще можно. А вот Отелло и Канио люди, что называется, с жизненным опытом. Они старше своих подруг, и контраст моего возраста с возрастом партнерши здесь оправдан. А истинная страсть и прекрасная музыка доставляют мне большую радость, хоть это и трагические истории. Такое вот противоречие. В партии Отелло я дебютировал, отмечая свой 65-летний юбилей, который был деликатно назван 40-летием творческой деятельности. А в партии Канио в прошлом году, году моего семидесятилетнего юбилея. Рад, что на фестивале прозвучит дуэт из «Отелло» - одна из красивейших любовных сцен во всей мировой опере.
Какую из оперных сцен, планируемых к исполнению в заключительном концерте фестиваля, Вы бы хотели посвятить памяти И.К.Архиповой?
- Все, что я делаю, и как артист, и как руководитель двух музыкальных общественных организаций Международного Союза Музыкальных Деятелей и Фонда Ирины Архиповой, - делается во имя и в память моей супруги, спутником которой я был более 45 лет. Это целая жизнь. Ирина была для меня женой, другом, партнершей по сцене была моей жизнью. Зная ее, могу уверенно сказать, что лучшая память о ней это звучащие голоса российских певцов, и тех, кто уже уверенно занял место на оперном Олимпе, и тех, кто находится в начале пути. Ведь именно становлению новых поколений вокалистов посвятила Ирина Константиновна большую часть своей жизни
Кого из современных молодых вокалистов Вы бы хотели видеть участниками этого оперного фестиваля?
- Если бы в фестивале смогли участвовать все, кого бы я хотел в нем видеть, то фестиваль пришлось бы проводить целый год. Среди молодых сейчас очень много интересных артистов, и слухи об утрате либо, еще того пуще, - отсутствии российской вокальной школы, как говорил Марк Твен, являются сильно преувеличенными. В фестивальных спектаклях будут петь солисты, с которыми с удовольствием познакомится Самара, хотя некоторых она уже знает. Рядом с выдающимися мастерами Еленой Зарембой, Борисом Стаценко, Аскаром Абдразаковым будут петь ярчайшие представители нового поколения. Это тенор Алексей Татаринцев, ведущий солист Московского театра Новая Опера им.Е.В.Колобова, тенор исключительной красоты, обладающий прекрасной школой, отличный артист. Неслучайно на конкурсе имени М.И.Глинки 2009 года он, помимо конкурсной премии получил, быть может, самый драгоценный приз конкурса - приз слушательских симпатий, который был учрежден радио классической музыки «Орфей» и присуждается по итогам Интернет-голосования именно слушателей. Убежден, что его Владимир Игоревич будет достойнейшим партнером Елены Зарембы-Кончаковны, и Алексей пополнит список ее постоянных партнеров-теноров, среди которых Пласидо Доминго и Хосе Карерас.
Это Василий Ефимов, тоже тенор, ведущий солист Московского театра Геликон-Опера под руководством Дмитрия Бертмана, артист широчайшего творческого диапазона, человек редкой одаренности, которому доступны самые разные музыкальные стили, который очень увлечен современной музыкой и прекрасно исполняет ее. Думаю, у него еще будет шанс показать самарской публике интересные современные произведения в своей трактовке. А на фестивале он выступает в самой что ни на есть хрестоматийной партии для тенора партии Герцога в опере Верди «Риголетто». Я уверен, он привнесет в ее прочтение свою яркую индивидуальность.
Оксана Волкова первая премия конкурса имени Глинки 2007 года, певица из Беларуси, ведущая солистка Национального Большого театра Беларуси, солистка Большого театра России. Красивейшая молодая женщина! Голос исключительный, высокое меццо богатого тембра, заставляет вспомнить молодую Архипову, но не как буквальное подражание, а благодаря совершенному звукоизвлечению и фразировке, удивительной свободе вокализирования и его яркой образности. Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова стопроцентно «ее» партия!
На Андрее Архипове огромная ответственность, на нем, как говорится, груз фамилии. Внук Ирины Константиновны к занятиям вокалом пришел не сразу, но, думаю, не прийти не мог. Дар налицо бас красивого тембра, очень индивидуальный, узнаваемый, а настоящая вокальная индивидуальность не так уж часто встречается. И артист, несомненно, одаренный сценически, ему важно содержание, смысл того, что он делает на сцене. Андрей приглашенный солист Большого театра, успешно выступает в театрах российских регионов, постоянно расширяет свой репертуар.
Ну, и мои партнерши, участницы программы «Страсть любви» - яркие личности, талантливые певицы и, наконец, просто красавицы. По своим характерам они такие же разные, как представляемые ими героини. И эти разные человеческие характеры слышны в их звучании.
Солистка Детского Музыкального театра имени Н.И. Сац Екатерина Ковалева обладает богатым теплым голосом, это настоящее центральное меццо, которое как нельзя лучше подходит характеру любящей, но мятущейся Адальджизы.
Ведущей солисткой театра Новая опера им. Е.В.Колобова является Ольга Терентьева. В нашей программе ее обволакивающее сопрано удивительно раскрывает чистоту чувств Дездемоны. Не могу не вспомнить Пушкина: «Чистейшей прелести чистейший образец » Хотя в театральном репертуаре Ольги есть и диаметрально противоположные по характеру партии, например, сложнейшая партия коварной Абигайль в «Набукко» Верди.
Марии Гореловой подвластны сильные женские характеры, у нее развивается подлинно трагедийный талант. Очень красивый голос, в его мягком объеме слышится звон натянутой стальной струны, редчайшее сочетание. В конце нынешнего сезона Мария дебютирует в Большом театре в партии Кумы в новой постановке «Чародейки» Чайковского, которую ставят Алексеапндр Лазарев и Александр Титель.
Ведущая солистка Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева, несмотря на молодость, уже сложившийся мастер со своим взглядом на вокальное искусство и исполняемый репертуар. В ее репертуаре партии, которые имеют богатую исполнительскую историю, но она всегда находит в них нечто свое, проживает заново, воспринимает, как только что написанные специально для нее. В Сантуцце из «Сельской чести» Масканьи ее голос передает внутреннее состояние тонкой и ранимой любящей женщины, которая смертельно оскорблена своим неверным возлюбленным, и это Ларисе важнее, нежели взрывной сицилианский характер и жгучая ревность.
Хотел бы отметить один интересный момент все наши певицы, участвующие в фестивале, - счастливые мамы. Может, и не стоило на этом сосредотачивать внимание, но Ирина Константиновна, которая сама была мамой, бабушкой и даже прабабушкой, считала, что певицы не должны жертвовать великим предназначением женщины материнством, - ради карьеры. И не уставала повторять это своим ученицам и окружающим ее молодым певицам.