10 марта открывается XI «Фестиваль работ Владимира Мартынова: новая академическая музыка». В программе произведения таких композиторов, как Павел Карманов, Георгий Пелецис, Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Игорь Кефалиди, Максим Трефан, Леонид Фёдоров, Роман Суслов и Владимир Мартынов. Исполнять музыку будут: Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко (скрипка) и ансамбль «Opus Posth», группа «Вежливый отказ», Владимир Волков (контрабас), Леонид Фёдоров и другие.
Владимир Мартынов о фестивале: «Если программы всех предыдущих фестивалей строились по монологическому принципу и объединяли в основном музыкальных единомышленников, на этот раз я пытаюсь нарушить сложившуюся традицию. Мне захотелось оказаться в одном пространстве не только со своими единомышленниками, но и со своими порой жесткими оппонентами. Я не собираюсь устраивать соревнования идей и технологий. Это, скорее, попытка налаживания диалога».
Владимир Мартынов родился 20 февраля 1946 года в Москве в семье музыковеда И.И. Мартынова. В 1970 г. закончил Московскую консерваторию как композитор по классу Н. Сидельникова; в 1971 г. - как пианист по классу М. Межлумова). В. Мартынов сам ведет отсчет основных опусов с 1963 г. Начинал как радикальный авангардист (додекафонно-серийные композиции). Занимался изучением музыки Западного Средневековья и Возрождения, издал серию монографических сборников из произведений Хенрика Изака, Гильома де Машо, Андреа Габриели, Джона Ланстейбла, Гильома Дюфаи (1976-1980). В 1973 г. начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки и стал изучать восточные религии и культуры, христианскую философию Запада и Востока. В 1976-77 гг. входил в состав Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку, а также музыку западноевропейского средневековья. 1977-78-м гг. создал свою рок-группу "Форпост". В 1976-78 гг. перешел на создание минималистских композиций. С 1978 г. отошел от композиторской деятельности, посвятив себя религиозному служению. Преподавал в Троице-Сергиевой лавре; занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в монастырях. Долгий перио работал над единственной партитурой - это "Музыка для богослужения - реконструкция знаменной и строчной литургии" (1980 - 1983). В 1984 г. сочинил первый Opus posth (от слова posthumum в значении "послеавторский", "посткомпозиторский"). Крупнейшие сочинения - "Come in!", "Апокалипсис" для смешанного хора (1991), 90-минутная оратория "Плач Иеремии" (1996; в постановке А.Васильева в театре "Школа драматического искусства" - лучший драматический спектакль по версии "Золотой маски-97"), "Ночь в Галиции", "Магнификат", "Реквием", "Упражнения и танцы Гвидо". Одно из последних сочинений, созданное по заказу "Кронос-квартета", - "Der Abschied" (2007 - 2008), посвященное ушедшему из жизни отцу. "Стена-сообщение" (2007) - инсталляция для фортепиано и видеоряда - часовое сочинение, неизменно исполняемое самим автором.. "De profundis" ("Из глубины") для симфонического оркестра было написано по заказу семьи Солженицыных и впервые исполнялось Филадельфийским симфоническим оркестром в октябре 2008 г.; к тому времени А.И.Солженицын скончался, и композитор поставил прямое посвящение его памяти (российская премьера: 3 апреля 2009 г.). Мартынов много работал в театре с режиссерами А. Васильевым и Ю. Любимовым; тесное сотрудничество с последним продолжается до сих пор ("Братья Карамазовы", "Марат и маркиз де Сад", "Шарашка", "Хроники", "Театральный роман", "Евгений Онегин", "Сократ/Оракул", "Фауст", "До и после", "Идите и остановите прогресс", "Суф(ф)ле"). Автор саундтреков более чем к 50 фильмам (сериал "Михайло Ломоносов", "Холодное лето 53-го", "Николай Вавилов", "Русский бунт", "Остров" и др.). Автор книг "История богослужебного пения (1994), "Пения, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе" (1997), "Иконосфера, культура и богослужебное пение Московского государства" (1999), "Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси" (2000), "Конец времени композиторов" (2002), "Зона opus posth, или Рождение новой реальности" (2005); "Пестрые прутья Иакова" (2009).
В 2001 г. Мариинский театр заказал В.Мартынову оперу. В основу либретто "Vita nova/Новая жизнь", написанного на русском, итальянском языках и латыни, автор положил сборник любовных сонетов Данте "Vita nova". Премьера в концертном исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Кирилла Петренко состоялась 3 мая 2003 г. в Московском международном доме музыки в рамках Второго Московского Пасхального фестиваля. Впоследствии Мариинка от полномасштабной постановки отказалась. Полная версия прозвучала 18 февраля 2009 г. в Лондоне под управлением Владимира Юровского. С 2002 г. в центре "Дом" проходят фестивали работ В. Мартынова, в последние годы - с использованием видеоинсталляций.